Тема урока по математике: "Задача. Соответствие условия и вопроса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Знать структуру задачи, уметь отличать от других заданий.
  2. Подвести к пониманию, что условие и вопрос должны соответствовать.
  3. Учить понимать условие задачи и решать осознанно.
  4. Развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость, интерес к исследовательской работе.
  5. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, интерес к предмету.

1. Организационный момент

- Вы снова исследователи секретов математики. Напомните, какие операции должен уметь выполнять исследователь.

Дети называют операции. Учитель вывешивает на доску таблички:

- Свою работу сегодня будете оценивать сами в конце урока. А как - пока секрет.

2.Разминка.

- Проверим ваше внимание. Исследователям оно необходимо.

  1. Росли две вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
  2. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 яблока меньше. Сколько всего было яблок?

3.Введение в тему урока.

(Ответы к заданиям дети пишут маркерами на индивидуальных досках и показывают учителю.)

  1. Неизвестное число увеличили на 12 и получили 62. Какое число увеличили?
  2. Задача в стихах:

Гномы в старом подвале
Однажды клад откопали:
45 звонких монет.
Домой принесли - 3 нет.
Сколько осталось монет?

    3. Какое число больше 3 на 7 десятков?

- Была ли среди заданий задача?

Как догадались?

Дети доказывают свои ответы. На доске появляются слова:

-Кто из вас догадался над чем сегодня будем работать?

(По теме «Задача»)

4. Исследование задачи

- Сегодня продолжим исследование задачи. Откройте учебники, №144.

«На одной ветке 7 яблок, а на другой – 9. Сколько машин проехало по улице?»

-Прочитайте текст. Это задача?

(Нет, условие и вопрос не соответствуют.)

-А почему вопрос должен соответствовать условию? Может это совсем необязательно?

(Если вопрос не подходит, не сможем решить задачу.)

-Предложите вопрос, подходящий к данному условию. Запишите его и решите задачу.

  1. Сколько яблок на двух ветках?
  2. На сколько больше яблок на второй ветке, чем на первой?
  3. На сколько меньше яблок на первой ветке, чем на второй?

При проверке ученики рассказывают решение задачи, доказывают выбор действия.

5. Закрепление

1. Через мультимедиа-проектор демонстрируется условие задачи и вопросы.

«Красная Шапочка испекла 12 пирожков с яблоками и 7 пирожков с грибами» (Приложение 1)

  1. Сколько пирожков с яблоками испекла Красная Шапочка?
  2. Сколько всего очень вкусных пирожков испекла Красная Шапочка?
  3. Сколько пирожков с грибами испекла Красная Шапочка?
  4. На сколько меньше пирожков с грибами, чем с яблоками испекла Красная Шапочка?

- Прочитайте, что можете сказать?

(Дано условие и несколько вопросов.)

- Давайте проверим, все ли вопросы подходят к этому условию?

На экране подставляю по очереди вопросы к условию задачи. Дети читают задачу. Обсуждают, подходит или не подходит вопрос. Если подходит - решают задачу.

Проверка: демонстрируется слайд с решениями.

Физминутка

3 раза присядьте.

4 раза наклонитесь вперед.

5 раз поднимите руки вверх.

Сделайте 4 прыжка.

2 раза потянитесь вверх.

-Сколько разных упражнений сделали?

2. На столе учителя плакаты с вопросами к задачам. Ученик выбирает любой. Читает классу.

  • Сколько зеленых и красных шаров?
  • Сколько наклеек осталось у девочки?
  • Сколько было грузовиков?

-Составьте подходящие условия.

(Дети рассказывают свои условия задач, класс на индивидуальных досках маркерами пишет решения.)

Эти решения сравниваются. Дети делают вывод, что числа разные, а решаются все задачи, составленные к данному вопросу, одинаково.

6. Итоги. Продуктивные задания на воспроизведение новых знаний

Какие вопросы по теме «Задача» можете задать классу?

  • Из каких частей состоит задача?
  • Что такое данные?
  • Что такое искомое?
  • Обязательно ли вопрос должен соответствовать условию?

2) Тест.

- У каждого из вас карточка. Прочитайте.

- Что в правой части карточки?

(Вопросы.)

- А в левой части?

( Условия)

- Соедините стрелками условия и соответствующие вопросы.

Волк и семеро козлят играли в салочки. Волк гонялся за козлятами 6 минут, а козлята за волком на 7 минут дольше. Сколько детей сошло с карусели?
Игорь решил 12 примеров. Ему осталось решить 6 примеров. Сколько минут длилась игра?
На карусели каталось 15 детей, когда несколько детей сошло, осталось 9 детей. Сколько примеров нужно решить Игорю?

Когда работа выполнена, проводится взаимопроверка.

7. Итог урока. Домашнее задание по выбору.

  • Что вы хотите сказать об уроке?
  • Что особенно понравилось?
  • Что бы вы изменили?
  • Кому понравилось как он работал? Наградите себя наклейками, которые лежат у вас на столах.
  • Кто считает, что работал не в полную меру своих сил? Наградите себя за честность.

Домашнее задание:

  • Составить условие задачи для товарища.
  • Придумать вопросы к задачам для товарища.
  • № 150 в учебнике.
  • №13 в печатной тетради №2