Будем милосердны к старости! (Классный час)

Разделы: Классное руководство


Цели.

1. Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

2. Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.

Оформление.

1. Видеофильм о пожилом учителе Николае Фокеевиче. (Фильм снят учениками.)

2. Запись песни “Как молоды мы были…”

Эпиграф. Старость - не радость.

Ход классного часа

Тихо звучит песня “Как молоды мы были…”

Учитель. Ребята, 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению. На сегодняшний день в Альметьевском районе и г. Альметьевске проживают 35 тысяч пожилых людей. Одна из них, Красильникова Мария Емельяновна, сегодня у нас в гостях. Мария Емельяновна – мать-героиня, бывшая доярка колхоза “Восход”.

1-й ученик. “Я от души выражаю самую искреннюю и сердечную благодарность моим родителям, Александру и Марии Красильниковым”, - пишет известный поэт и писатель, член Союза писателей Республики Татарстан, Красильников Николай Александрович, наш односельчанин, Ваш сын, Мария Емельяновна. Сколько любви и уважения в этих словах! Мария Емельяновна, пожалуйста, слушаем Вас.

- Ребята, вот смотрю я на вас, и у меня сердце радуется. До чего же вы счастливые! Есть все условия для хорошей учебы. Мне невольно вспоминается наше время… У родителей нас было пятеро. Жили бедно, но дружно. Закончила 7 классов и сразу же начала работать. Тогда мне было 16 лет. За добросовестный труд многократно была награждена Почетными грамотами и денежными премиями. С мужем прожили 35 лет. Вырастили пятерых детей. В 1991 году умер муж. После его смерти мне пришлось принять на свои плечи всю ответственность за своих детей. Так пролетели годы. В настоящее время я жива, здорова, воспитываю своих внучат.

Ребята, не так много надо людям преклонных лет, чтобы чувствовать себя нужными. Не забывайте нас, пожалуйста.

2-й ученик. Мария Емельяновна! Вы на заслуженном отдыхе и достойны того, чтобы мы Вас не забыли. Крепкого Вам здоровья, долгих лет жизни!

Учитель. А теперь посмотрим видеофильм, снятый вами при встрече с Николаем Фокеевичем, бывшим учителем нашей школы.

(Включается фильм.)

Учитель. Ребята, Апачаев Николай Фокеевич – мой отец. Он замечательный человек, великолепный педагог с 35-летним стажем, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Боевого Красного Знамени.

Дорогой отец! Уважаемый Николай Фокеевич! Аппаковская средняя школа, учителя, ученики и я, твоя дочь, искренне благодарим Вас за долголетний и плодотворный труд. Ваш труд заслуживает огромной благодарности. Большое спасибо, низкий Вам поклон.

Ученик. Николай Фокеевич, расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я прожил честную жизнь. Вместе с женой вырастили пятерых детей. Мы – учительская семья. Представьте себе: четыре учителя (отец и трое детей) по утрам идут на работу в одну и ту же школу. Идут, разговаривают, все жизнерадостные, счастливые…

А теперь мне 84 года. Я и сейчас счастлив, но мне грустно без моей жены. Она умерла два года назад. Я не одинок. Со мной всегда рядом мои дети, внуки.

Ребята, я обращаюсь к вам: не забывайте своих бабушек и дедушек, больных, нуждающихся в вашей помощи, людей.

Ученик. Уважаемый Николай Фокеевич! Пусть Ваша старость будет спокойной. Желаем Вам здоровья. Пусть Вас окружает внимание родных и близких.

Учитель. Дорогой отец, не болей, будь здоров, живи долго-долго, не скучай!

(В конце встречи ученики исполняют любимую песню Николая Фокеевича “Катюшу” и пьют чай.)

(Выключается фильм.)

3-й ученик. Есть у нас и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать.

4-й ученик. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершили предательства, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их.

5-й ученик. А вы видели бы глаза у этих брошенных людей?! В них печаль, мольба о помощи, боль, жалость. Я никогда не брошу свою бабушку и дедушку. Это мое твердое слово.

(Далее учитель читает отрывок из сочинения “Моя любимая бабушка” . Работа ученика 8 класса.)

- Ба-буш-ка! Самое понятное слово на земле! Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Сколько бы не было человеку лет, 5 или 50, ему всегда нужна бабушка, добрая, ласковая, заботливая. Она и мне нужна моя любимая бабушка. Любимая, потому что я ее очень люблю. Люблю за то, что она есть на этом свете, за то, что она всегда рядом со мною, за то, что в любую минуту я могу доверить ей свое сердце.

Моя бабушка, Мария Александровна, свою жизнь посвятила людям. Она у меня врач. И в дождь, и в снег она спешила к людям на помощь, своим ласковым голосом сначала успокаивала больного, потом оказывала первую медицинскую помощь. Она буквально жила с ними.

И в радости, и в горе,
И в богатстве, и в нужде
Со своими односельчанами
Идет рука в руке.

Эти строки я сочинил сам и посвящаю своей бабушке.

Бабушка отвечала за здоровье людей, а своего здоровья не сберегла. В прошлом году она тяжело заболела, ее парализовало. Я сильно испугался. Вызвали “Скорую помощь”. В одну минуту собралась почти вся деревня. Все спрашивают: “Что случилось? Как у Марии Александровны здоровье?” У многих на глазах я видел слезы. Вот тогда я действительно понял: мою бабушку, бабулю мою любимую, все уважают, она им дорога и близка. Я заплакал от счастья. Эти были слезы радости, потому что я знал, что бабушке помогут, что она будет жить. Я твердо могу сказать, что горжусь ею. Горжусь еще тем, что она два года терпеливо ждала моего папу- афганца. Один раз она мне говорит: “Смотри-ка, Виталий, это твой папа”, - и показывает мне фотографию. Я сразу узнал папу. Лицо серьезное, а глаза грустные.

“Два года, - продолжает она, - не знала ни покоя, ни сна, все переживала за сына. А теперь я очень счастливая, потому что он вернулся жив и здоров, потому что есть ты, мой внук”. Она рассказывает вроде спокойно, но чувствуется, что волнуется, хотя прошло много лет.

О бабушке можно рассказывать очень долго и много.

Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности. Ведь эти люди, давшие жизнь нашим родителям, вынесшие на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстоявшие в них. Бабушка мне часто говорит: “Не забывай меня”.

Бабушка, любимая, не беспокойся, никогда я тебя не забуду, никогда тебя не брошу. Я даю тебе слово. Спасибо, родная, за твою заботу и любовь. Спасибо.

Учитель. Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

Будем милосердны к старости!

Итоги классного часа.