Использование здоровьесберегающих методов и средств в организации учебного процесса и режима учебной нагрузки в 5-х классах (на примере уроков русского языка)

Разделы: Общепедагогические технологии


Всё чаще на страницах различных изданий отмечается факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся. Специалисты фиксируют, что освоение знаний даётся учащимся дорогой ценой, ценой своего здоровья. И поэтому первостепенной задачей любого образовательного учреждения является сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Актуальность выбранной темы определяется тем, что функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе с углублённым изучением предметов адаптивного типа имеет основополагающее значение, так как в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья детей.

Остановимся на одном из возрастных кризисов: 5 класс. Это самый сложный период в жизни ребёнка, где многие теряются.

Данная работа посвящена тому, как можно учить и воспитывать, чтобы дети не ощущали разницу при переходе в среднюю школу.

В среднем звене много учителей и у каждого свои требования.

  • Не поэтому ли детям трудно?
  • Не поэтому ли они не оправдывают оценок, полученных в начальной школе?

И здесь нам, учителям, оказывает мощную поддержку школьный Центр научных основ здоровья и развития личности, который ежегодно проводит срезовые обследования, дающие конкретную информацию об индивидуальных особенностях детей, что позволяет планировать и организовывать индивидуальную работу с учащимися.

В 5-х классах - это диагностика уровня адаптации к условиям средней ступени, отслеживание данного процесса.

Какие же меры по охране и укреплению здоровья обучающихся применяются в организации учебного процесса и режима учебной деятельности.

Проводится аналитическая работа: изучаются половозрастные и индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. Данные предоставляют в сентябре на педагогическом консилиуме службы Центра здоровья. Анализируются реальные возможности и определяется реальный уровень каждого учащегося. При работе с детьми учитывается тип нервной системы, а значит и дни работоспособности. Например, учащимся со слабым типом нервной системы контрольные работы желательно проводить по вторникам и средам, а учащимся с сильным типом нервной системы - по вторникам и четвергам (учитывается, кто левша - он должен сидеть с левой стороны).

При переходе в среднее звено с целью профилактики дезадаптации учитываются следующие факторы:

  1. Увеличение учебных дисциплин.
  2. Увеличение объёма домашнего задания.
  3. Повышение теоретического уровня.
  4. Увеличение круга учителей, появление новых
  5. Смена ведущей деятельности (ведущей деятельностью становится общение)

Учитывая 1-3 факторы, с первых дней в целях формирования учебной мотивации необходимо:

  • подчеркнуть значимость изучаемого материала;
  • оказать помощь учащимся в самостоятельном формировании целей и задач;
  • создать ситуацию успеха и закрепить это ощущение.

Учитывая 4-й фактор, необходимо проявлять максимум доброжелательности, терпения и самообладания.

Учитывая 5-й фактор, широко используются групповые и коллективные формы работы, демонстрируется полное доверие к учащимся.

Занятия планируются на основе психофизиологических карт, которые предоставляет Центр здоровья, где содержится психофизиологическая характеристика каждого учащегося.

При планировании учебного процесса необходимо обращать внимание на динамику работоспособности.

Зная, что три кита начальной школы:

Успех,

Удивление,

Уверенность,

эту традицию целесообразно продолжать в среднем звене.

И в этом эффективно помогают упражнения типа:

  1. Скороговорки (во дворе трава, на траве дрова).
  2. Решение языковых пропорций (лампа/ (?) = радио/ звук).
  3. Четвёртый лишний (печка, свечка, утка, овечка), (золото, ураган, молоко, болото).
  4. Продолжить смысловой ряд: сень, беда, конь, лик (Я), яд, око, стол …(слово из 5-ти букв).
  5. Занимательные каноны:

    и другие формы.

На уроке необходимо планировать психопаузы, физминутки. Хорошо мобилизуются учащиеся на уроке с помощью профилактики зрительно - умственного утомления, а в этом помогают рекомендации Центра здоровья. Например, комплекс для снятия зрительной усталости, подготовки рук к письму.

Работает театр жестов для снятия эмоциональной нагрузки, умственной утомляемости:

  • сесть (как сидит царица Тамара; как сидит кассир в магазине);
  • показать, как я на уроке злюсь;
  • придумать рифму (тут/кнут);
  • назвать по теме как можно больше слов (весна-улыбка, цветы, солнце, веснушки);
  • вопросы (что общего имеют кит и небо (большое); лес и глаза (тёмные).

Урок рекомендуется начинать с выяснения психоэмоционального состояния учащихся. Это можно сделать при помощи сигнальных карточек двух цветов (зелёный- состояние комфортности, красный- дискомфорт)

Карточки должны работать весь урок:

1. У кого домашнее задание вызвало затруднения? (Карточка красного цвета.)

2. Идёт объяснение нового материала. Вопрос всем понятен? (Карточка зелёного цвета – да, карточка красного цвета – нет, корректируем.)

3. Закрепление: самостоятельная работа - на полях учащимися выставляются значки - +,?,! – сигналы, с кем поработать, а кому дать творческое задание.

На 20-23 минуте целесообразно провести динамическую паузу, которую проводит физорг класса.

Ещё один из важных механизмов в реализации сохранения и укрепления здоровья – педагогическое оценивание.

Благоприятный эмоциональный фон возможен благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащихся. Результаты выставляются в рабочие карты самими учащимися, так как рефлексия приучает ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений. Помимо выставления оценок в рабочие карты на уроке должна присутствовать эмоциональная оценка учащихся своей деятельности и деятельности учителя. Например, чем понравилось занятие? Удачно ли прошло? Что оказалось неудачным?

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой, нет ''2''. Если знания учащегося ниже требуемого уровня, то ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая самостоятельно.

Таким образом, самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы эффективны для познавательной деятельности учащихся.

Уходя с урока, учащиеся снова поднимают сигнальные карточки, демонстрируя своё психоэмоциональное состояние.

C тем, у кого карточка красного цвета, индивидуально выясняется причина и проводится работа с этими учащимися.

Всё вышесказанное помогает оптимальному достижению образовательной, развивающей и воспитательной целей урока, способствует сохранению здоровья обучающихся.