Урок-сказка по теме: "Правописание парных согласных в середине слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Закрепить написание парных звонких и глухих согласных в середине слова.

Оборудование: Учебник русского языка 3 класс А.В. Полякова; карточки с заданиями; карточки со словами для физминутки; видеоотрывок из мультфильма “Приключения домовенка Кузи”.

Ход урока

1.Вступление

Сказка мудростью богата.
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди!

Видеосюжет из мультфильма “Приключения домовенка Кузи”. Открыть доску.

Героя узнали? Как его зовут? А что вы про него знаете?

Домовенок

Мы сегодня тоже поучаствуем в его приключениях и даже будем ему помогать. Домовенок попал в лес и очень хочет поскорее из него выбраться и вернуться к своему другу Нафане.

Ему нужна наша помощь. В путь.

2. Кузьма очутился у Лешего.

Кузьма очутился у Лешего

Леший отпускать его до весны не очень хотел, но согласился, если Кузьма соберёт буквы, которые разбежались.

Работа в парах.

Задание находится в конвертах на столах. Откройте, прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Какое задание вы должны будете выполнить? (Мы должны вставить пропущенные орфограммы.)

Конверты содержат карточки со следующим заданием:

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

Что общего у всех этих слов, что их отличает?

Работать будете в парах. Вставьте ручкой пропущенную орфограмму, устно подберите проверочное слово.

Доска: на ней закрыто такое же стихотворение, орфограммы пропущены.

Поверка: открываем доску, проверяем, вставляя пропущенные буквы, которые на карточках располагаются вокруг Лешего.

Дети устно объясняют написание. По одному выходят к доске, а остальные проверяют на карточках, исправляя ошибки карандашом.

Кто сделал работу без ошибок?

Дети, что вы заметили? Как проверить парную согласную?

Что еще вы увидели? (Слово РУЧКИ не относится к этому правилу, здесь другая орфограмма, ЧК пиши без Ь.)

Отпустил Леший Кузьму.

Все буквы заняли свои места. Кузька снова в пути.

3. Но тут на дороге Баба-Яга.

Баба-Яга

Говорит Кузьме:

Открыть доску. Прочитайте про себя. Прочитайте хором.

ДРУ …БА КАК СТ… КЛО, РАЗОБ…ЁШЬ - НЕ СЛОЖ…ШЬ.

Что это, ребята? Объясните, как вы понимаете значение поговорки. Что еще хочет Баба-Яга от Кузьки?

Запишите пословицу, зеленой ручкой вставьте пропущенные орфограммы.

Проверяем после написания. Дети выходят к доске, вставляют пропущенную букву, объясняют написание.

Кто написал без ошибок?

Кузька побежал дальше, но устал и присел отдохнуть. Пора и нам немного размяться.

Физминутка

Зарядка у нас не обычная, учебная. Я буду показывать карточки со словами. Если в слове есть парная согласная, требующая проверки, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.

Снежки, лопата, прыжки, флажки, корова, молоко, орешки, трава.

Разобрать ошибки, допущенные во время физминутки.

4. Домовенок опять в дороге. Вот и дом виден. А тут болото, да хозяин его – Водяной. Говорит: “С книгой умной справишься, тогда отпущу”.

Работа по учебнику. Упражнение 197. Прочитайте задание № 1. Прочитайте слова. Выпишите слова в столбик, подберите прилагательные.

Проверяем устно. Прочитайте слова первого столбика. Прочитайте слова второго столбика. В словах, какого столбика встречается орфограмма, над которой мы сегодня работали. Чем являются. Какая связь между словами первого и второго столбика. Так как проверить парную согласную в середине слова. Подчеркните орфограмму, над которой мы сегодня работали.

5. Итог урока.

Мы помогли Кузьме справиться со всеми заданиями. Вот он и дома.

Видеосюжет.

Сегодняшний урок подошел к концу. А наше путешествие продолжится на других уроках.

Над какой темой мы сегодня работали вместе с нашими героями? Чьё задание вам больше всего понравилось? Чьё задание было самым трудным? Кто считает, что он сегодня работал в полную силу? Остальные смогут отличиться следующий раз.

Спасибо за урок.