Экологический проект по теме: "Чистый поселок"

Разделы: Внеклассная работа


Первый этап проекта

I. Подготовка обучающихся к работе над проектом.

Менделеевск - город с развитой химической промышленностью, в котором проживает 20 тысяч человек, он расположен в северо-восточной части Татарстана на правом берегу реки Кама. Город разбит на несколько планировочных районов. Объектом исследования является старый микрорайон, в котором преобладают одноэтажные деревянные постройки, где нет канализации , наблюдаются перебои с вывозом твердых бытовых отходов. На территории поселка существует большое количество несанкционированных свалок мусора. В городе не функционирует специально отведенное место для захоронения домашних животных – скотомогильник. Все выше перечисленное подавляет естественную среду, загрязняет атмосферу, внутренние и поверхностные воды, пагубно влияет на здоровье жителей.

Здание школы № 2 города Менделеевска расположено на территории исследуемого микрорайона (в дальнейшем - поселок). В этом поселке проживают обучающиеся нашей школы. Поэтому тема улучшения санитарно-экологической обстановки в микрорайоне волнует как учителей, так и учеников.

Ученики нашей школы в 2005 году начали интересную и важную работу по реализации проекта “Чистый поселок”. С этой целью были проведены сборы инициативной группы, а затем и всего коллектива школы, на которых рассматривались идеи создания модели постоянно действующей группы, призванной объединить усилия всех заинтересованных лиц и организаций для создания в поселке экологически чистой зоны.

Цель нашего проекта: улучшить санитарно-экологическую обстановку в микрорайоне.

Для достижения цели нами были поставлены

Задачи:

  • создать инициативную группу;
  • изучить мнение жителей по данной проблеме;
  • организовать круглый стол с привлечением органов власти;
  • наметить пути решения проблемы.

II. Выбор проблемы.

Методом “мозгового штурма” члены инициативной группы определили: проблема улучшения санитарного состояния поселка требует оперативного решения, формы и пути решения должны быть разнообразными. Каждый член инициативной группы должен был представить свои аргументы относительно той или иной проблемы по предлагаемой анкете.

  1. Фамилия члена группы.
  2. Дата.
  3. Проблема.
  4. Актуальность проблемы.
  5. Анализ проблемы.
  6. Кто ответственен за ее решения.
  7. Какие пути решения вы видите?

В ходе активного обсуждения разнообразных проблем по результатам их анализа была выбрана наиболее актуальная тема: “Проблема накопления ТБО в микрорайоне”.

III. Исследование проблемы.

Учащиеся всей школы включились в работу. Работу организовали, разбив школьников на группы.

1. Первая группа из 20 учеников самостоятельно провела исследование среди различных категорий населения для изучения мнения жителей о различных аспектах проблемы накопления ТБО.

Социологическим опросом “От кого зависит чистота микрорайона” было охвачено 150 семей.

Целью опроса являлось: изучить мнение жителей о санитарном состоянии микрорайона, связанного с накоплением твердых бытовых отходов, наметить пути реализации проблемы.

Методы:

  • проведение опроса жителей микрорайона различных возрастных групп и социальных категорий;
  • последующее обобщение и анализ полученных данных.

2. Вторая группа из 10 учеников занимались исследовательской работой по определению количественной и качественной составляющей бытового мусора.

3. Третья группа из 5 учеников встречались со специалистами организаций: СЭС, ООО “Экология”, работниками Администрации города и района и Городского Совета.

4. Четвертая группа из 5 учеников занималась изучением СанПин, рассматривала нормативные документы, материалы, напечатанные в газетах и журналах.

В социологическом опросе населения “От кого зависит чистота микрорайона?” (Приложение № 1) принимали участие : 2 человека от 7 до 12 лет, 54 – от 13 до 17 лет, 8 – от 18 до 25 лет, 11 – от 26 до 36 лет, 45- от 36 до 50 лет, 30 – старше 50 лет, из них 54 – обучающихся, 36- рабочих, 16 – служащие, 34 – пенсионеры и 10 неработающих

На следующем этапе изучалась проблема выявления количественной и качественной характеристики домашних бытовых отходов. Исследованием занимались ученики на примере собственных семей:

  • в течение недели собирали появляющиеся в доме отходы: ежедневно сортировали и взвешивали по категориям бумагу, металлы, пластмассу, стекло, пищевые отходы и прочее.
  • составили список основных продуктов и материалов по категориям.
  • Обдумали для каждой категории, каким образом можно:

    а) снизить их количество;

    б) найти им новое применение;

    в) вторичное использование.

При сборе информации и ее анализе учащиеся выяснили, что данная проблема актуальна не только для нашего микрорайона, но и для города в целом.

После того, как учениками была собрана информация по данной проблеме, проведен социологический опрос, изучены материалы, мы приступили к разработке собственных предложений и разработали следующую программу действий:

IV. План действий.

Определение диапазона собственного участия в реализации программы:

  • организовать лекторий “Мы за здоровый образ жизни – без мусора!”;(См приложение №1)
  • организовать выставку поделок их мусора “Вторая жизнь отходов” и выставку рисунков “Нет мусору!”;
  • организовать круглый стол с приглашением администрации города, актива местных жителей, заинтересованных организаций, в том числе – СЭС;
  • издавать информационные таблички и листовки для экологического просвещения населения; (См приложение №2)

Актив провел 16 февраля 2005 года круглый стол, в работе которого приняли участие: председатель городского Совета местного самоуправления, юрист, директор “Экотранс”, санитарный врач, редактор местной газеты, староста микрорайона, активные жители.

Состоялся заинтересованный разговор, обмен мнениями. Все единодушно выдвинули интересные предложения по улучшения санитарного состояния поселка было принято решение:

  • Организовать постоянно действующую группу по выявлению несанкционированных свалок.
  • Выбрать из числа обучающихся школы заместителей старост улиц микрорайона.
  • Увеличить количество урн и контейнеров.
  • Создать и распространить экологические листовки.

15 февраля 2005 в школе была организована выставка поделок из мусора , в которой приняли участие 20 школьников, и выставка рисунков и плакатов “Нет мусору!”. Было выпущено несколько листовок и табличек, затем они были размножены и использованы при проведении бесед и лекций.

Обращение к заинтересованным лицам и организациям:

  • Санитарно-эпидимиологическая станция;
  • Председатель горсовета;
  • Инспектор территориального Прикамского управления
  • Директор ООО “Экотранс”

Результаты работы над проектом:

  • В микрорайоне увеличилось количество контейнеров для мусора.
  • Ведется сбор мусора, по графику на улицы выезжают мусоросборочные машины.
  • Организован экодесант школьников по оперативной уборке, который проводит рейды по улицам микрорайона, фотографирует свалки.
  • Ежемесячно издаются экологические листовки.

При работе над проектом мы увидели, что к нам относятся доброжелательно, с пониманием, с желанием оказать поддержку и помощь не только работники организаций, ни, по мере своих сил, каждый житель микрорайона. Все ученики почувствовали себя активными гражданами своего города и поселка, ответственными за его здоровье и благополучие.

Второй этап проекта

Подготовка обучающихся к работе над проектом.

Богатство любой страны должно оцениваться не количеством произведенных материальных благ, а уровнем здоровья населения. Если сравнить нашу страну по этому показателю с другими странами, то она окажется одной из самых нищих, так как по продолжительности жизни Россия находится на 51 месте в мире. К 60 годам жизни число хронических заболеваний в среднем равняется трем, 60% населения страдает аллергией. Благополучие и здоровье населения зависит от санитарно-экологического состояния окружающей среды.

Выбор проблемы.

В 2006 году мы продолжили работу над проектом “Чистый поселок”. Было принято решение: изучить проблему бродячих собак и функционирования скотомогильника.

В обследуемом микрорайоне преобладают деревянные постройки. Многие жители содержат домашних животных. Из них: КРС – 273 головы, овцы- 89, свиньи- 60, лошади – 22, а также большое количество кошек и собак. Поэтому актуальность темы очевидна: не функционирует специальное место захоронения домашних животных – скотомогильник.

Исследование проблемы.

Активные члены экодесанта, а также учащиеся школы разделились на четыре группы:

  1. Первая группа из 10 человек самостоятельно провела социологический опрос “Санитарно-экологическая обстановка в микрорайоне” для изучения мнения жителей по проблеме захоронения домашних и бродячих животных .
  2. Вторая группа из 5 человек занималась выявлением не захороненных трупов бродячих собак и фотографировала их. Использовала отснятый материал при проведении круглого стола.
  3. Третья группа из 5 человек встречалась со специалистами СЭС, работниками администрации города, ООО “Экология”, ООО “Жилсервис”, главным ветеринарным врачом города и района, инспектором территориального экологического Прикамского управления РТ.
  4. Четвертая группа из 8 человек занималась изучением литературы на данную тему: изучалось Положение о скотомогильнике, нормативные документы, статьи газет и журналов, данные СЭС.

В социологическом опросе населения “Санитарно-экологическая обстановка в микрорайоне” приняли участие 98 семей.

Мы получили следующие результаты:

  1. Все опрошенные жители содержат какое-либо домашнее животное. “Да” -98, “Нет” - 0.
  2. Многие жители обращаются к ветеринарному врачу при заболевании домашних животных. “Да” - 56, “Нет” - 11, “Иногда” - 31.
  3. При случае смерти домашнего животного жители в основном не обращаются к ветеринарному врачу. “Да” -17, “Нет” - 81.
  4. Местом захоронения домашних животных являются: “в огороде” - 26, “скотомогильник”-2, “иные места”- 70.
  5. Опрошенные жители высказались единодушно, что скотомогильник нужен. “Да” - 98.
  6. Для решения проблемы бродячих собак было предложено: “Питомник” - 91, “отстрел”- 7.
  7. Ответственными за судьбу бродячих собак являются: “Хозяева” - 23, “Иные организации” - 35.
  8. Жители не обращались с жалобами в какие – либо инстанции по поводу функционирования скотомогильника: “Да” - 26, “Нет” - 72.

Следующим этапом в работы над решением проблемы было проведение круглого стола, который состоялся 6 апреля 2006 года. В его работе приняли участие: председатель городского Совета местного самоуправления, ветеринарный врач, эколог района, санитарный врач, директор ООО “Жилсервис”, староста микрорайона, активные жители.

Состоялся заинтересованный разговор, обмен мнениями, выдвинуты интересные предложения по улучшению санитарно-экологической обстановки микрорайона.

План действий

Собственное участие в реализации программы:

  • Написать петицию на имя Главы администрации Менделеевского района Гафарова Р.И. по улучшению санитарно-экологической обстановки в микрорайоне.
  • Организовать круглый стол, собрав старост улиц.
  • Создавать и распространять экологические листовки.
  • Заключить договор с ООО “Жилсервис”.
  • Продолжить работу экодесанта в микрорайоне.
  • Установить информационно-экологические щиты на территории микрорайона.

Обращение к заинтересованным лицам, организациям: СЭС, Городской Совет местного самоуправления, .прокуратура., главный ветеринарный врач ,.инспектор территориального Прикамского управления министерства Экологии, директор ООО “Жилсервис”, директор ООО “Экология”

Практические шаги по реализации данного проекта.

  • 23 апреля 2006 года был организован круглый стол со старостами улиц и активными жителями поселка;
  • Выпущены и распространены экологические листовки в городе;
  • Проведен лекторий;
  • Рейд экодесанта по улицам микрорайона.

Работа над проектом помогла нам на практике проявить знания, полученные в школе на уроках экологии, а также приобрести умения и навыки общения и убеждения других. Мы научились творчески решать сложные проблемы, чувствовать уверенность в своих силах, принимать активное участие в общественной жизни города, стремиться вести здоровый образ жизни. Благодаря реализации данного проекта мы почувствовали себя подлинными гражданами, хозяевами своего поселка и города, ответственными за решение самых сложных задач. Мы учимся обосновывать свои поступки и не быть пассивными.