Тема урока: "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки )

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме. (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1 : 5.)

– Посмотрим на храм Афины. Выглядят ли здесь колонны неустойчивыми, незаметными или наоборот? Соблюдаются пропорции человеческого тела?
Теперь рассмотрим ионический ордер. Свое название этот стиль взял также от названия племен – ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии. Что вы знаете об этом народе? (В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.)

– Давайте посмотрим, гармонировала ли созданная ими архитектура с их характером и образом мышления. Чем отличается ионическая колонна от дорической? (Она более изящная, стройная, можно сказать, что нежная, украшенная спиралеобразными фигурами.)

– Перед нами – храм Ники Аптерос. Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую? (С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками – как будто волосы.)

– Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер. Прочитаем легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см. Приложение 3).

– Посмотрите на коринфскую колонну святилища Аскления. Чем такая колонна отличается от ионической? (Еще более легкая, украшенная листочками в три горизонтальных ряда.)

– Прочитав легенду и охарактеризовав внешний вид колонны, вы без труда определите, на что похожа данная колонна. (На юную девушку, невесту.)

– Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их. (Дорический, ионический, коринфский.)

– Теперь я посмотрю, насколько безошибочно вы сможете определить стиль колонны, как хорошо вы усвоили материал.
Перед вами часть кровли и колонн Эрехтейона:

– Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности. Рассмотрим фрагменты зданий и улиц в городе Санкт-Петербурге и определим какой ордер использован в колоннах.

– Подведем итоги. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– С чем сравнивали древнегреческую колонну?
– На что опирались древние греки при ее создании?

– Давайте вернемся к эпиграфу. Мы с вами доказали, что "Человек – мера всех вещей"?

– Спасибо за работу на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание: нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер и привести примеры зданий, где он используется.

– До свидания!

Презентация

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура . Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Каширина.– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская.– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах . Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург . Альбом. Ред. М. Лыженкова.– СПб.: "П-2", 1998.