Урок по черчению на тему: "Особые случаи выполнения разрезов". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Цели:

  • Сообщение нового материала.
  • Приобретение умений навыков в использовании рациональных разрезов.

Задачи:

  • Обучающая: знакомство с правилами выполнения особых случаев разреза.
  • Воспитательная: воспитание аккуратности и четкости при выполнении разрезов.
  • Развивающая: развитие пространственных представлений, пространственного мышления.

Тип: урок смешанного типа.

Оборудование.

  • Для учителя:
    • учебные таблицы;
    • динамическая таблица;
    • индивидуальные карточные задания;
    • модели технических деталей.
  • Для ученика:
    • калька;
    • чертежные принадлежности.

Структура урока:

  1. Постановка цели.
  2. Повторение и анализ основных понятий.
  3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  4. Усвоение нового материала и применения его на практике.
  5. Подведение итогов

Оформление классной доски:

  • Плакат с изображением детали, содержащей в своей конструкции тонкую стенку
  • Тема урока: Особые случаи выполнения разреза
  • Плакат с изображением чертежа детали маховика
  • Плакат с изображением чертежа детали. Соединение части вида и части разреза
  • Плакат с изображением местного разреза.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели

– Вам уже достаточно много известно о разрезах, о способах его выполнения и изображения. Сегодня мы рассмотрим особые случаи выполнения разреза. Выполним несколько задач. Это нам позволит в дальнейшем умело применять целесообразный разрез с учетом формы детали.

II. Повторение и анализ основных понятий

1. Устный фронтальный опрос

– Дайте точное определение разреза. (Разрез – это изображение предмета, которое получается при мысленном рассечении предмета плоскостью. На разрезе показывают то, что попало в секущую плоскость, и что находится за ней.)

– Для чего они нужны? (Разрезы необходимы для выявления внутреннего устройства детали.)

– Какие бывают разрезы. Показать на макете. (Фронтальный, профильный, горизонтальный разрез.)

2. Правила выполнения разреза.

А) Линии невидимого контура становятся линиями видимого контура.

Б) Фигура сечения штрихуется под углом 45 градусов.

В) Линии находящиеся на передней части детали не показываются.

Учитель поправляет ответы, делает анализ, после чего переходит к объяснению нового материала.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Демонстрируется ряд технических деталей, имеющих такие элементы, как ребра жесткости и спицы.

– О назначении тонких стенок различного типа следует сказать, что область применения их в технике чрезвычайно велика. Основное назначение тонких стенок заключается в предании конструкции детали легкости и надежности. Так же они необходимы для того, чтобы деталь была более прочной и устойчивой. Это демонстрируется на модели технического изделия, содержащей тонкую стенку При удалении ребра жесткости, конструкция детали становится не прочной, ее легко сломать.
Рассмотрим плакат:

– Разрезы таких деталей имеют особенность, которая заключается в том, что при прохождении секущей плоскости вдоль длинной стороны ребра жесткости, тонкая стенка разделяется с разрезом контурной линией и не заштриховывается. Это правило распространяется и на тонкие спицы, которые содержатся на различных маховиках, колесах.

Рассмотрим плакат:
На рисунке показано изображение моховика с четырьмя спицами. В данном случае секущая плоскость направлена по основной оси спиц, однако на фронтальном разрезе спицы показаны без штриховки.

Выполнить задание по карточке

Дано:
Главный вид и вид сверху.
Необходимо выполнить чертеж с целесообразным разрезом

Если мы внимательно посмотрим на изображение, то увидим деталь, которая дважды симметрична. Это хорошо видно на виде сверху. Следовательно, здесь целесообразно выполнение соединение половины вида и половины разреза. Чтобы не было ошибок, необходимо повторить правила выполнения соединения.

Демонстрация динамической таблицы:

1) Фронтальная проекция детали содержит большое количество линий невидимого контура, это затрудняет чтение чертежа. Также здесь следует обратить внимание на то, что левая и правая часть изображения симметричны - значит одинаковые.
2) Фронтальный разрез удобен при чтении чертежа. Хорошо видны все цилиндрические отверстия. Но при данном изображении мы теряем внешний контур детали.
3) Принято выполнять соединение половины вида и половины разреза. Если деталь симметрична дважды, то такое соединение возможно, здесь не нужно выполнять полный фронтальный разрез и отдельно главный вид.

IV. Усвоение нового материала и применения его на практике

– Выполнение первого учебного задания по индивидуальной карточке на кальке (5 минут) и параллельно на доске ( для контроля). Это положение демонстрируется на плакате с верным и неверным изображением. Задание проверяется фронтально, по правильно выполненному изображению на доске.
Есть еще одна условность разреза. Она заключается в том, что если с осевой линией, соединяющей разрез с видом, совпадает сплошная основная линия, то нельзя соединять половину вида с половиной разреза. В этом случае границей между видом и разрезом должна быть линия обрыва, не совпадающая с линией контура. Это положение демонстрируется на плакате с верным и неверным изображением.

Далее переходим к выполнению второго задания по индивидуальной карте.

Дано: Главный вид и вид сверху.
Необходимо выполнить рациональный разрез.
Выполнение второго учебного задания по индивидуальной карточке, на кальке (7 минут) и параллельно на доске ( для контроля) выполняется это же задание. Это положение демонстрируется на плакате с верным и неверным изображением. Задание проверяется фронтально, по правильно выполненному изображению на доске.
Для выявления внутреннего устройства детали с небольшими вырезами применение полного разреза не рационально. Для этого существуют местные разрезы.

– Местный разрез выделяется на виде сплошной волнистой линией, которая не должна совпадать с какими либо другими линиями на изображении. Местный разрез всегда совмещается с видом и по нему можно судить о внутреннем устройстве детали лишь в определенной его части. . Это положение демонстрируется на плакате с верным и неверным изображением.

– Приступаем к выполнению третьего учебного задания по индивидуальной карточке

Дано: Главный вид и вид слева.
Выполнить необходимый разрез.
Задание выполняется на кальке (5 минут) и параллельно на доске ( для контроля).

По истечению времени учитель собирает индивидуальные карточные задания и подводит итог урока.

V. Итог урока

– Для выявления внутреннего устройства детали мы применяем разрезы. Для каждой детали существует наилучший вариант разреза. Если деталь имеет небольшие отверстия, то необходимо применять местный разрез.
Если чертёж содержит совпадения ребра с осью симметрии, то надо выполнять соединение части вида и части разреза. Здесь важно знать в каком случае линия обрыва наносится с правой стороны от оси симметрии, а в каком случае с левой.
И если при выполнении разреза в секущую плоскость попадает тонкая стенка, то на чертеже она показывается, но не заштриховывается.

VI. Домашнее задание: п.26.

Используемая литература:

1. "ЧЕРЧЕНИЕ" Ботвинников А.Д. Виноградова В.Н. Вишнепольский И.С. М..ООО "Издательство Астрель" 2004
2. "СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ЧЕРЧЕНИЮ" Ботвинников А.Д.
3. "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЧАСТНЫХ ДИДАКТИКАХ" Ботвинников А.Д.
4. "ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРОЕЦИРОВАНИЯ" Составитель: Ботвинников А.Д.