Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить с образованием сложных слов без соединительных гласных;
  • упражнять в написании сложных слов;
  • продолжить работу по развитию интереса к предмету;
  • развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память;
  • работать над орфографической зоркостью.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

- Помогут настроиться на работу упражнения:

А) Упражнения на дыхание.

Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым ртом сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

(Это упражнение улучшает осанку, стимулирует движение диафрагмы, улучшает кровообращение, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем).

Б) Упражнение для пальцев “Замок”

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?

Быстрое соединение пальцев в замок.

Потянули…

Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.

Покрутили…

Выполняются волнообразные движения кистями рук.

Постучали…

Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.

И открыли!

Пальцы расцепились.

“Лезгинка”.

Левую руку сложили в кулак, большой палец оставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

2. Минутка чистописания.

Девизом нашего урока будут слова:

Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

(читаем про себя, вслух)

- Как понимаете эти слова?

- Из записанных на доске пословиц выбери ту, которая по смыслу похожа на наш девиз.

Без терпенья нет ученья.

Ученье многих трудов требует.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

- Почему?

- Запишите и подчеркните орфограммы.

- Сколько орфограмм? Какие?

- О каком слове из этой пословицы идёт речь: в этом слове все согласные мягкие. (Ученье)

- Подберите и запишите насколько однокоренных слов. Выделите корень. (Проверить у нескольких учеников).

- В этом слове есть особая буква русого алфавита, какая это буква? В чём её особенность?

В от эту букву мы и запишем.

ь! ь11 ь111

Догадались, какая закономерность? Продолжите самостоятельно.

3. Словарная работа.

- Следующее задание потребует от вас внимания и зоркости. Найдите словарные слова, в записи которых встречается Ь. (По классу развешены словарные слова ). Орфографическое чтение слов.

4. Повторение изученного.

Отгадайте загадки:

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)

Что скажите об этих словах?. Докажите.

(вывешивается схема____е____)

- А что вы знаете о сложных словах? Приведите примеры сложных слов с соединительной гласной –о- (-е-).

Выполним упражнение 183 (самостоятельно) Проверить по цепочке.

Физминутка.

Если услышите сложное слово- присядь, нет – стоите.

Домохозяйка, хоккей, птицеферма, касса, кросс, теплопровод, кассета, огнетушитель, оттепель.

Сколько слов вы услышали?

Сколько сложных слов? На какую орфограмму другие слова?

5. Объяснение нового.

- Внимательно посмотрите на слова пылесос и фотоаппарат. Чем отличаются? Как образовано первое слово? Второе?

Как можно сделать вывод?

Упражнение 175.

6. Закрепление нового.

- А сейчас вы поработаете в группах. Вам надо вспомнить и записать как можно больше сложных слов на тему “ Техника”. Время работы 3 минуты.

(каждая группа читает , дети слушают и считают, сколько слов)

Упражнение 181 - устно.

Для названия какого животного употребляется сложное слово (носорог) . Составьте предложение с этим словом и подчеркните основу предложения.

- Кто желает прочитать?.

7. Обобщение.

- Вот подходит к концу наш урок. Как настроение?

Что нового узнали? Возвращаемся к нашему девизу. Какое задание заставило вас думать?

- Я благодарю вас за урок.