Разработка занятия по теме: "Стили в одежде. Украшение одежды"

Разделы: Технология


Цель курса: обеспечение педагогических условий для осознанного выбора выпускниками основной школы профиля обучения на старшей ступени и формирования профессионального плана учащихся. Программа курса включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий труда специалиста в области дизайна одежды и направлена на выявление профессионально важных качеств учащихся 9-х классов в сфере “Человек - художественный образ”.

Предлагаемое занятие по теме “Стили в одежде. Украшение одежды” является вторым из шести занятий данного ориентационного курса, проводится в течение трёх ученических часов.

Цель занятия – сформировать у учащихся представление о стилях в одежде и о вариантах её украшения. Воспитательными задачами являются: воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, ответственности за выполняемую работу.

По типу – это комбинированное занятие, состоящее из семи этапов:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей (2 минуты).
  2. Изучение нового материала (45 минут).
  3. Закрепление изученного материала (13 минут).
  4. Изучение нового материала (10 минут).
  5. Профессиональная проба (40 минут).
  6. Проверка усвоения материала (8 минут).
  7. Подведение итогов урока (2 минуты).

Конспект занятия представлен в Приложении 1.

Презентации данного занятия помещены на сайте Муниципального образовательного учреждения “Межшкольный учебный комбинат” по адресу: muklbt@salekhard.ru/predprof.php

Технологическая карта

Технологическая карта занятия более подробно разъясняет: содержание занятия, его цели и задачи, виды используемых средств ИКТ.

Предмет, класс

Элективный ориентационный курс “Основы дизайна одежды”, 9 класс.

Тема занятия

Стили в одежде. Украшение одежды.

Содержание занятия

  • История моды, стиля.
  • Основные стили в одежде и их характеристики.
  • Декоративное украшение одежды.
  • Технология изготовления декоративного цветка.

Актуальность использования ИТК

Структурно, компактно и удобно организованная информация в форме презентаций.

Цель занятия

Сформировать представление о стилях в одежде и о вариантах её украшения.

Задачи занятия

1. Обучающие:

  • Сформировать представление об истории возникновения моды и стилей.
  • Познакомить с основными стилями в современной одежде и их характеристиками.
  • Научить различать стили по основным признакам.
  • Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды.
  • Научить изготовлению декоративного цветка, и выявить профессиональные качества для деятельности в сфере “Человек – художественный образ”. (Профессиональная проба №1).

2. Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости, ответственности за выполняемую работу.

3. Развивающие:

  • Способствовать развитию памяти, самостоятельности при выполнении декоративного цветка, развитию творческого мышления, развитию глазомера при прокладывании строчки для сборки, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид используемых на занятии средств ИКТ

Презентации:

1. “История возникновения стиля” (Приложение 2)
2. “Основные стили в современной одежде” (Приложение 3)
3. “Определить стилевое решение моделей” (Приложение 4)
4. “Украшение одежды” (Приложение 5)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Вариант 1. Персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Вариант 2. Компьютерный класс, объединенный локальной сетью и программа “MasterEye”.

Межпредметные связи

  • Охрана труда
  • Черчение
  • Человек – труд – профессия
  • Моделирование
  • Основы конструирования
  • Материаловедение

Ход занятия и его этапы подробно расписаны в организационной структуре занятия.

Организационная структура занятия

ЭТАП 1

Организационный момент
  • Приветствие учащихся;
  • Проверка готовности к занятию;
  • Проверка присутствующих на уроке;
  • Сообщение темы и целей занятия
Цель Целеполагание и мотивация
Длительность этапа 2 минуты

ЭТАП 2

Изучение нового материала

2.1. Проверка ранее полученных знаний (фронтальный опрос):

1. Перечислить основные типы телосложения женских фигур?
2. Назвать характерные особенности перечисленных типов?
3. Перечислить типы осанки женских фигур и назвать их особенности?
4. Какие пропорциональные особенности женских фигур вы запомнили?
5. Назовите основные тенденции современной молодёжной моды?

2.2. Рассказ об истории стилей, моды.

Показ презентации “История возникновения стиля”.

Физкультминутка (комплекс упражнений для снятия утомления глаз и тела при работе за персональным компьютером).

2.3. Рассказ о современных стилях в одежде и их основных характеристиках.

Показ презентации “Основные стили в современной одежде”.

Цель

Определение уровня усвоения материалов, изученного на предыдущем уроке.

Первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изученного.

Длительность этапа 45 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация презентаций “История возникновения стиля” и  “Основные стили в современной одежде”.
Формы организации деятельности учащихся
  • Ответы на вопросы преподавателя.
  • Получение и осмысление информации и новых образов.
Функции преподавателя на данном этапе Организующая и информирующая

ЭТАП 3

Закрепление изученного материала

3.1. Беседа по определению стилей на рисунках, по характерным признакам стиля.

3.2. Проверочная работа “Определение стилей”.

Показ презентации “Определение стилевого решения моделей”.

Физкультминутка (комплекс упражнений для снятия утомления глаз и тела при работе за персональным компьютером).

Цель Установление правильности и осознанности усвоенного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний, применяя их в изменённых ситуациях.

Длительность этапа 13 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Проверочная работа с использованием презентации “Определение стилевого решения моделей”.
Формы организации деятельности учащихся Коллективная работа по определению стилевого решения моделей по характерным признакам.

Индивидуальная работа по определению стилевого решения предложенных моделей.

Функции преподавателя на данном этапе Корректирующая и контролирующая.

ЭТАП 4

Изучение нового материала

Рассказ о декоративном украшении одежды.

Показ презентации “Украшение одежды”.

Цель Сформировать представление о способах украшения одежды.
Длительность этапа 10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация “Украшение одежды”.
Формы организации деятельности учащихся Коллективная работа по изучению способов украшения одежды.
Функции преподавателя на данном этапе Организующая и информирующая

ЭТАП 5

Профессиональная проба (практическая работа) “Изготовление декоративной розы”, с использованием инструкционно – технологических карт (Приложение 6, Приложение 7) и образцов изготовления декоративного цветка.

  • 1-уровень

  • 2-уровень

  • 3-уровень

Изготовление декоративной розы с незначительными нарушениями технологии обработки.

Изготовление декоративной розы из целого куска ткани, при полном соблюдении технологии обработки.

Изготовление декоративной розы из отдельных лепестков, при полном соблюдении технологии обработки.

Оценка:
  • 1-уровень – 3 балла.
  • 2-уровень – 4 балла.
  • 3-уровень – 5 баллов.
Цель Ознакомление с одним из способов украшения одежды.

Самостоятельное выполнение декоративной розы своими руками.

Ознакомление с приёмами самоконтроля и взаимоконтроля.

Длительность этапа 40 минут
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная работа с инструкционно-технологическими картами и материалами.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Функции преподавателя на данном этапе Информирующая, организующая и корректирующая.

Индивидуальная помощь и консультирование.

ЭТАП 6

Проверка усвоения материала Фронтальный опрос:

1. Назвать исторические стили в одежде?
2. Перечислить основные стили в современной одежде?
3. Назвать характерные особенности каждого стиля?
4. Назвать способы декоративного украшения одежды?
5. Назвать способы декоративного украшения одежды, которые можно изготовить вручную?

Цель Определение уровня усвоения и понимания материала урока.
Длительность этапа 8 минут

ЭТАП 7

Подведение итогов урока Напоминание темы и целей урока.

Анализ работы на уроке. Показ лучших работ, разбор типичных ошибок, выявление причин их возникновения и способы устранения.

Выставление оценок.

Домашнее задание – повторить пройденный на уроке материал.

Цель Дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока.

Наметить перспективу последующей работы.

Длительность этапа 2 минуты

Используемые на занятии методы обучения, такие как словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ рисунков в презентациях, схем, инструкционно-технологических карт, образцов выполнения цветка); проверочная работа “Определение стилей”; практическая работа (профессиональная проба № 1) “Изготовление декоративного цветка”, позволяют повысить эффективность занятия и активизировать учебно-подготовительную деятельность обучающихся.

Работа учащихся на занятии будет оценена 3-4 раза, что говорит о высокой результативности.

Особенности современных школьников, снижение их интереса к учёбе, а также недостаток наглядных пособий способствуют использованию на уроках информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они решают проблему дефицита наглядности, так как позволяют использовать многочисленные иллюстрации, схемы, фотографии, анимацию. Одной из эффективных форм передачи и восприятия информации является компьютерная презентация, которая используется в качестве сопровождения занятия.

Применение ИКТ на предполагаемом уровне позволит:

  • Рационально организовать учебный процесс;
  • Заинтересовать учащихся;
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Сформировать у учащихся конкретные образы тех или иных объектов;
  • Облегчить и повысить уровень усвоения учебного материала;
  • Совершенствовать контроль знаний.

Использование ИКТ в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Применение компьютеров делает процесс обучения более интересным, интенсивным и эффективным.

Список используемой литературы

  1. Л.П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М., “Просвещение” 1990.
  2. Сестры Сорины. Имидж женщины и её одежда. – Ростов-на-Дону, “Феникс” 2004.
  3. Т.В.Козлова, Л.Б.Рытвинская, З.Н.Тимашева. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М., Легпромбытиздат 1990.
  4. А.С.Слепцова. Модные аксессуары: кожа, замша, деним. – Ростов-на-Дону, “Феникс” 2003.
  5. Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Литература, 1998.  496 с.

Список используемых WEB-ресурсов

  1. Dйfilйs de Haute Couture et prкt а porter – Elle_fr.htm
  2. Fashion – Мода стиль и красота.htm
  3. e-Motion_ Стиль “барокко” в одежде.htm
  4. PRITCHA_RU – Композиция костюма.htm
  5. Salon_Su - “Салоны Столиц” - В русском стиле.htm
  6. Гламурненько_ru – Мода Косметика и Макияж Красота Фотомодели Дизайнеры Тенденции моды.htm
  7. Женский мир.htm
  8. История костюма.htm
  9. Ателье Серый Шелк.htm
  10. Италия отдых, шоппинг, мода, путешествия.htm
  11. Модный Дом Татьяна Парфенова – Коллекции прошлых лет – Мушка весна-лето 2002.htm
  12. Мода и стиль.htm
  13. Неделя моды в Москве – Сезонные коллекции.htm
  14. Популярно о белье.htm