Программа психолого-медико-педагогического сопровождения несовершеннолетних из групп социального риска в профилактическом лагере "Феликс"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения и другие негативные последствия.

Совершенно очевидна связь между социально-экономическими проблемами в обществе, злоупотреблением психоактивными веществами и ростом преступности среди несовершеннолетних. В России, по разным оценкам, от 3 до 8 миллионов людей принимают наркотики. Если учесть, что в эту проблему вовлечены еще и члены семей наркоманов, то число людей, непосредственно страдающих от наркотиков, увеличивается еще как минимум втрое.

Постоянно растет число молодых наркоманов, а их средний возраст (15–17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить наркомана 9–11 лет.

Белгородчина всегда являлась форпостом Российского государства, защищала его от набегов иноземцев. И в войне с наркоманией и наркоторговлей наша область также защищает рубежи России. Однако ситуация в области выглядит не лучшим образом. За последние 5 лет число больных наркоманией и потребляющих наркотики увеличилось более, чем вдвое. Причем, из зарегистрированных на 1 октября 2003 года 1546 наркоманов, 205 человек – несовершеннолетние. Особенно тревожный факт: за 2 последних года число употребляющих наркотики среди учащихся школ и колледжей области выросло в 5 раз, а среди студентов – втрое.

С 1996 года количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков увеличилось в 2,5 раза, а тех, что связаны со сбытом наркотиков – в 8 раз. В 2003 году зарегистрировано 1026 преступлений этой категории – на 16,3 % больше, чем в 2002 году. В общей массе преступлений на наркокриминал пришлось 5 %. По этому показателю область заняла 4 место в ЦФО (после Москвы, Тамбовской и Рязанской областей), наряду с Воронежской и Московской.

Поведение риска, или отклоняющееся поведение, является результатом неадекватных дезадаптивных форм поведения. Дети и подростки не имеют определенных жизненных навыков, которые позволяли бы им самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый эффективный стиль без употребления наркотиков и других дезадаптивных форм поведения. Они не готовы противостоять постоянно усиливающемуся социальному давлению. Им проще включиться в общий человеческий поток и делать так, как другие, как модно и принято, вместо того, чтобы решать самому, как поступать в каждом конкретном случае.

Общество должно помочь каждому своему члену, особенно молодому, утвердиться духовно в этом мире, выбрать верные нравственные ориентиры. Молодые люди нуждаются в постоянном внимании, социальной поддержке, в сочувствии и понимании, в создании необходимых условий для самоопределения и самоутверждения. Из социально активных, востребованных обществом людей не получаются наркоманы. Справиться с проблемой наркомании усилиями одного ведомства невозможно, здесь нет какого-то простого решения. Ее надо решать комплексно, сочетая силовые методы, усилия государственных организаций, эффективную государственную молодежную политику, различные общественные организации и духовенство.

В нашей области разработаны нормативно-правовые акты и областная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2005 годы”. В рамках реализации данной программы Управлением по делам молодежи администрации Белгородской области, Белгородско-Старооскольской епархией, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Старый Оскол и Старооскольского района создается профилактический военно-спортивный лагерь для детей и подростков с делинквентным поведением Основной целью организации лагеря является создание необходимых условий для проведения полноценного отдыха подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели создана комплексная программа психоло-медико-педагогического сопровождения воспитанников лагеря “Феникс”. Она ориентированна на систему развития здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению возрастных и психологических задач у подростков из групп социального риска. Программа направлена на помощь подростку в осознании, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет. Каждый человек может развить в себе возможности и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья (уверенного поведения, эффективного снятия напряжения, преодоления проблем, бесконфликтного общения и т.д.), справляться с собственными проблемами.

В зависимости от тактики профилактической работы в программе использованы следующие подходы:

  • информационный;
  • подход, основанный на аффективном обучении;
  • подход, основанный на формирование жизненных навыков;
  • подход, основанный на учете роли социальных факторов;
  • подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности;
  • подход, основанный на укреплении здоровья.

В процессе реализации программы проводится работа как с подростками, так и с воспитательским составом лагеря.

Реализация программы строится на конструктивно-позитивном принципе профилактики.

Цель: обеспечение комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей развитие социальной и психологической компетентности личности подростка, его самоопределению в социуме.

Задачи:

  • Изучение причин девиантного поведения подростков.
  • Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам из групп социального риска.
  • Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами.
  • Направленное осознание личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля.
  • Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и поведения.
  • Развитие стратегий и навыков поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

Поставленные задачи реализуются посредством:

  • Диагностики психологической, медицинской и социальной.
  • Просвещения.
  • Психологического консультирования.
  • Психокоррекционной, медико-реабилитационной и развивающей работы.

Методы и формы психологического сопровождения:

  • Психодиагностика (личностные и проективные методики).
  • Индивидуальная работа.
  • Групповая работа.
  • Тренинговые упражнения.
  • Психогимнастика.
  • Дискуссии.
  • Мозговой штурм.
  • Беседы.
  • Методы саморегуляции.
  • Медитации, работа с воображением.
  • Ролевые игры.
  • Организация и использование массовых мероприятий.

Предполагаемые результаты:

  • Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
  • Формирование установок на здоровый образ жизни, высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков.

Критерии эффективности:

  • Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами.
  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
  • сформированность навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное поведение, эффективное общение.

Программа состоит из трех тематических модулей и предполагает работу в двух уровнях (с подростками и сержантами-воспитателями):

  • диагностический;
  • информационно-просветительский;
  • коррекционно-реабилитационный.

Диагностический модуль

Цель: изучение личностных особенностей.

Задачи:

  1. Изучение личностных особенностей подростков.
  2. Изучение причин девиантного поведения подростков.
  3. Анализ социальных факторов.
  4. Составление социо-медикопедагогического банка данных.
  5. Отслеживание динамики работы с подростками.

Главная особенность психо-медико-диагностической деятельности заключается в том, что конечным результатом ее будет характеристика, отражающая целостную картину психологического развития личности курсанта на конкретном этапе его жизненного пути.

Диагностический модуль включает следующие направления:

  • Составление психологического портрета подростка;
  • Медицинское освидетельствование;
  • Отслеживание эффективности работы в динамике
  • Составление социального паспорта лагеря.

Решение данных задач осуществляется через:

  • составление психологического портрета подростка;
  • составление социального паспорта лагеря;
  • медицинское освидетельствование;
  • отслеживание эффективности работы в динамике (см Приложение).

Информационно-просветительский модуль

Цели:

  • Организация и проведение санитарного просвещения.
  • Создание условий для эффективного взаимодействия специалистов с подростками.

Работа ведется в двух уровнях с подростками и сержантами-воспитателями посредством реализации двух блоков:

Блок 1. “Поговорим о…”

Работа с подростками по санитарному просвещению.

Задачи:

  • Предоставление достоверной, разноплановой и объективной информации о психоактивных веществах и последствиях употребления.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Профилактика развития заболеваний наркологического профиля.
  • Способствование росту уровня знаний о психоактивных веществах у личного состава лагеря.

Тематическое планирование

Лекции: “Поговорим о курении” (1,5 часа).

“Поговорим об алкоголе” (1,5 часа).

“Пиво… так ли оно безвредно” (1,5 часа)

“Наркомания” (3 часа).

“Токсикомания” (1,5 часа).

Руководитель – врач нарколог.

Блок 2. “Психологическая мастерская”

Работу со специалистами лагеря проводит педагог-психолог и врач-нарколог.

Задачи:

  • формирование у специалистов мотивации на работу по профилактике приобщения подростков к ПАВ;
  • обучение активным формам и технологиям профилактической работы;
  • изучение возрастных особенностей подростков;
  • предоставление объективной информации о ПАВ, их воздействии человека и последствиях их применения.

Тематическое планирование

Психологические особенности подростков (1 час)

Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. (2 часа)

(Семинар)

Психолого-педагогический практикум “Использование активных форм обучения в профилактической работе с детьми” (2 часа)

Тренинг “Формирование отношения к проблеме потребления ПАВ” (6 часов)

Коррекционно-реабилитационный модуль

Цели: Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни и высокоэффективных стратегий поведения.

Реализация данной цели осуществляется через выработку у подростков эффективных способов доступа к внутренним ресурсам; обучения их навыкам ответственного принятия решений и навыков конструктивного общения.

Коррекционно-реабилитационный модуль включает в себя:

  • Программу “Познай себя”.
  • Программу “Взгляд в будущее”.
  • Профилактические дни.

Программа “Познай себя”

Цель: изменение дезадаптивных форм поведения, осознание форм собственного поведения, позитивное развитие личностных ресурсов и стратегий

Задачи:

  • Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами.
  • Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  • Направленное осознание личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля:
  • самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам;
  • собственной системы ценностей и установок, способности делать самостоятельный выбор, решать жизненные проблемы;
  • умения общаться с окружающими, понимать их поведение
  • Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и поведения
  • Развитие стратегий и навыков поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

Тематическое планирование

I. Осознание личностных особенностей (9 часов)

Знакомство с личностными особенностями (1,5 ч).

Личность и характер (1,5 ч).

Эмоции и чувства, способы выражения эмоций (1,5 ч).

Самооценка, отношение к себе (1,5 ч).

Понятие зависимости (1,5 ч).

Причины возникновения зависимости (1,5 ч).

II. Стресс-преодолевающий

Обучение навыкам преодоления стресса и разрешения проблем

Развитие навыков общения (6 часов)

Стресс и жизненные трудности (1,5 ч)

Разрешение проблем (1,5 ч)

Способы преодоления стрессов и решения проблем (1,5 ч)

Обучение методам саморегуляции (1,5 ч)

III. Развития личностных ресурсов и навыков здорового жизненного стиля (3 часа)

Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию (1,5 ч).

Личностные ценности, смысл жизни. Работа с чувством юмора (1,5 ч).

Примерная структура занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Примечание

Приветствие   Обозначение начала занятия Определенные ритуалы  
Разминка 10 мин. Включение в совместную деятельность.

Сплочение группы

Создание доброжелательной атмосферы

Психогимнастические упражнения, подвижные игры  
Работа по теме 50 мин. В соответствии с темой Активные формы социально-психологического научения  
Разминка 10 мин. Снятие усталости,

напряжения

Психогимнастические упражнения  
Завершение занятия 20 мин. Выработка и закрепление навыков саморегуляции Релаксационные, медитативные технологии, упражнения на воображение С использованием музыкального фона
Прощание   Обозначение конца занятия Определенные ритуалы, обмен мнением  

Программа “Взгляд в будущее”

Цель: создание условий для жизненного самоопределения подростков, формирование социально-личностной рефлексии, объединяющий отдельные рефлексивные навыки и сферы решения задач осмысленного выбора, сферы самопознания, сферы взаимодействия.

Задачи:

  • создание условий для расширения границ самовоспитания и самопознания.
  • формирование адекватной самооценки.
  • формирование навыков социального взаимодействия.
  • актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения подростков.
  • формирование у подростков образа желаемого будущего, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.
  • оказание помощи несовершеннолетним в ситуации выбора освобождения от внутреннего комплекса нездоровых интересов, представлений и стереотипов.

Наполнение этого мира многообразием профессиональных деятельностей и “разрешения” себя в этом профессиональном мире.

Тематический план занятий

Раздел “Я и другие” (6 часов)

Вводное занятие (1 час)

Личность. Темперамент, характер. (1 час)

Общение. Средства и стили общения. (1 час)

Тренинг коммуникативных навыков “Учись общаться” (3 часа)

Раздел “Я и мое будущее” (7 часов)

Вводное занятие (1 час)

Путешествие в будущее “Мне – 30 лет” (1 час)

Часы жизни: прошлое, настоящее и будущее (1 час)

Ролевая игра “Мир без наркотиков” (3 часа)

Заключительное занятие (1 час)

Примерная структура каждого занятия

Каждое занятие имеет определенную структуру:

  • Начало работы в группе (проговаривание состояния каждого участника на момент прихода в группу, обмен впечатлениями о событиях прошедшей недели).
  • Разминка (психологические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, снятие напряжения, улучшения настроения).
  • Работа по теме (усвоение теоретических блоков, психодиагностика, упражнение содержательного плана).
  • Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе и получение обратной связи).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока “начало работы в группе” необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления обратной связи ведущим группы об эффективности работы.