Интегрированный урок: психология + логопедия в 4-м классе коррекционно-развивающего обучения по теме: "Слова, которые выражают различные качества и эмоции". Их роль в речи и правописание

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Логопедические:
    • закрепление правописания безударных гласных в корне слова;
    • развитие фонематического анализа и синтеза;
    • закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;
    • упражнять в умении, подбирать слова с противоположным значением;
    • закреплять, обогащать словарь по теме “Качества и эмоции людей”.
  • Психологические:
    • развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);
    • закрепить умение распознавать чувства и эмоции;
    • воспитывать положительное отношение друг к другу.

Оборудование: цветные карточки со словами (доброта, веселье, терпение, справедливость, враждебность, тактичность), простые карточки с этими же словами, но с пропущенными буквами в корне; инструментальная музыка, у каждого ребенка лист с заданиями и ручка, “волшебный” кубик (на сторонах у кубика изображения животных и вклеенные в него зеркала), для рефлексии “Древо творчества”.

I. Ритуал приветствия

  • Дыхательная гимнастика (логопед)
  • Игра с кубиком “Скажи себе доброе слово” (психолог)

II. Основное содержание занятия

  • Загадки (психолог)
  • Работа с цветными карточками (психолог)
  • Правописание слов (логопед)
  • Образование имен прилагательных (логопед)
  • Психогимнастика “Море волнуется” (психолог)
  • Работа с пословицами (психолог)
  • “Скажи наоборот” – работа с антонимами (логопед)
  • Развитие фонематического синтеза и анализа (логопед)
  • Релаксация (логопед)

III. Ритуал прощания

  • Рефлексия занятия (психолог)
  • Пожелания (психолог)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Звучит тихая музыка. Дети встают в круг. Дыхательная гимнастика.

Логопед:

Здесь не море, не лесок,
Образуем мы кружок.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянулись! Улыбнулись!
Все понюхали цветочек, а потом еще разочек
А теперь собачкой стали, опять дружно подышали.
Вот и ежик к нам пришел, еле-еле он дошел.
Нужно снова подышать и занятие продолжать.

Психолог:

Мы стоим широким кругом,
Держим за руки друг друга,
И душа светла!
Начинается беседа,
Расскажи-ка про себя,
Все хорошие слова!

– Сейчас вы будете передавать друг другу “волшебный” кубик, но при этом надо смотреть в зеркало и говорить себе хорошие слова.

После того, как дети передали кубик, нужно дать положительную установку.

II. Основное содержание занятия

Психолог: Садитесь и слушайте внимательно, вы должны будете назвать тему нашего занятия.

Даются загадки про качества и эмоции.

  • Человек, любящий трудиться? (Трудолюбивый)
  • Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор? (Миролюбивый, дружелюбный)
  • Человек, всегда готовый помочь? (Отзывчивый)
  • Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле? (Терпеливый)
  • Человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова? (Ласковый)
  • Человек, который всегда действует честно, по правилам? (Справедливый)
  • Как назвать все эти слова, одним словом? (Качества)

– Какая у нас сегодня тема? “Слова, которые выражают различные качества и эмоции. Их роль в речи и правописание”.

– Сейчас будем работать на листках. Я показываю вам цветную карточку, а вы запоминаете слово и цвет карточки. (Когда показываются карточки, то еще происходит разбор слов.)

  • Доброта (желтая) – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • Веселье (розовая) – беззаботно-радостное настроение.
  • Терпение (зеленая) – безропотно и стойко переносить, что-нибудь.
  • Справедливость (голубая) – справедливое отношение к кому-нибудь.
  • Враждебность (красная) – отношения и действия, проникнутые неприязнью.
  • Тактичность (оранжевая) – умение вести себя пристойно, уважая других.

После этого карточки еще раз показываются, и дети должны постараться запомнить и записать на листке в столбик.

1. Закрепление правописание безударных гласных в корне слова.

Логопед: А теперь давайте проверим, как вы записали эти слова. (Д.брота, т.рпение, в.селье, спр.ведливость, вр.ждебность, т.ктичность)

  • прочитайте слово,
  • назовите ударный гласный,
  • какая буква безударная,
  • в какой части слова она пропущена, как проверить ее написание (дети вспоминают правило о правописании безударных гласных).

2. Образование имен прилагательных.

– Давайте образуем, от проверенных нами слов, однокоренные слова которыми можно охарактеризовать человека.(Cлова, которые будут отвечать на вопрос Какой?: добрый, веселый, терпеливый, справедливый.)

3. Психогимнастика “Море волнуется”.

Психолог: Для разминки поиграем в игру “Море волнуется”, изображать будем эмоции человека. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, печали, гнева, равнодушия, обиды).

4. Работа с пословицами.

Дети делятся на 2 команды.

Психолог: Соберите пословицу из данных вам слов, объясните ее смысл и какое качество в ней описывается.

  • Терпение и труд все перетрут. (Трудолюбие)
  • Труд кормит, а лень портит. (Трудолюбие)

Пословицы разрезаны на карточки.

5. Игра “Скажи наоборот”.

Логопед: Подберите противоположные по смыслу слова (правдивый – лживый, веселый – грустный, нежный – грубый, храбрый – трусливый, умный – глупый, легкомысленный – серьезный, дружественный – враждебный, положительный – отрицательный, добрый – злой, ленивый – трудолюбивый, вежливый – грубый).

6. Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Отгадайте слово: сначала Д, потом О, потом Б, потом Р, потом О, затем Т и А;

– Это слово – положительная эмоция, в нем 5 звуков, но 6 букв, начинается и заканчивается оно на мягкие согласные звуки, третий звук Б. (Любовь)

– Отрицательная эмоция: здесь пять звуков, между О и И слышится звук БЬ. (Обида)

7. Мышечная релаксация.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются,…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза).
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают…, засыпают. (2 раза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

– Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (О качествах)

– О каких качествах вы можете рассказать?

III. Рефлексия занятия

Психолог: Для того, чтобы оценить наш урок нам надо украсить дерево. У вас на столах лежат плоды, цветы, листья. Но украшать, будем в зависимости от того, понравилось ли вам занятие или нет.

  • Плоды – очень понравилось;
  • Цветы – не очень понравилось
  • Зеленый лист – не понравилось.

Дети подходят и приклеивают на дерево элемент.

– Как вы считаете, урок у нас получился?

Выслушиваются ответы детей. После этого дети встают в круг и, передавая игрушку-сердце говорят друг другу пожелания.