Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Морфологический разбор глагола" (по программе О.Л. Соболевой)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания о глаголах, вывести алгоритм морфологического разбора глагола.
  • Развивать умения анализировать, обобщать; работать в паре.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимовыручку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Основная часть урока

1. Целеполагание.

– Ребята, что написано на доске? (Пословица)

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

– Раскройте значение пословицы. О чем она? (О дружбе.)

– Назовите еще пословицы о дружбе. (Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга – ищи, нашел – береги.)

– Найдите в пословице, которая написана на доске слово, той части речи, над которой мы работаем на уроках русского языка. (Держится)

– Докажите свое мнение. (Это – глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает? и обозначает действие предмета. И мы работаем над глаголом.)

– Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Держится – несов. в. II спр., н.в., 3 л, ед.ч.)

– Хорошо.

– А мы знаем уже, как последовательно нам нужно рассказывать о глаголе? (Нет)

– Так, что нам сегодня нужно вывести? (Алгоритм разбора глагола.)

– А кто уже догадался, какая будет тема урока? (Морфологический разбор глагола.)

– А для чего нам нужно вывести алгоритм разбора глагола? (Чтобы делать последовательно морфологический разбор глагола и ничего не забыть.)

2. Работа над алгоритмом

– Когда мы выполняем морфологический разбор существительного и местоимения, то с чего начинаем? (С определения части речи.)

– Итак, 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше? (Начальная форма.)

– Какая начальная форма у глагола? (Неопределенная форма – слова, которые отвечают на вопросы Что делать?, Что сделать?.)

– Значит, вторым шагом мы должны выяснить морфологические признаки глагола. По неопределенной форме, что можно определить? (Вид и спряжение.)

– Вид и спряжение – это постоянные признаки глагола. А что умеет делать глагол неопределенной формы? (Изменяться по временам.)

– Значит, определить время глагола. Вспомните, как путешествует глагол несовершенного вида во времени? (Бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени.)

– А как путешествует глагол совершенного вида? (В прошедшем и будущем времени.)

– Что мы можем определить у глагола настоящего и будущего времени? (Лицо и число.)

– А у глагола, прошедшего времени? (Род и число.)

– Значит, мы будем определять у глагола настоящего и будущего времени – лицо и число, а в прошедшем времени число и в единственном числе – род. Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении. Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет? (Сказуемым, главную.)

– Вот мы и построим алгоритм разбора глагола. А теперь, сравним наш алгоритм с алгоритмом, который придумал Глазастик. Откройте учебник на странице 253. Чем отличается? (Нет первого шага и последнего.)

– Глазастик рассказал о морфологических признаках, а о грамматическом значении слова и синтаксической роли глагола в предложении он забыл. Но мы будем работать по алгоритму, который сейчас вывели.

3. Физминутка.

– Если вы услышите глагол прошедшего времени – топайте, услышите глагол настоящего времени – хлопайте, глагол будущего времени – прыгайте на месте.

1) Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.

2) Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит.

3) Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

4) Укротительница львов
Удивит учеников.
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится

4. А теперь поработаем в паре по алгоритму.

Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

– Как нужно работать в паре? (Дружно, не перебивать.)

– Пара работает на доске, а чем заниматься будут остальные? (Контролировать работу пары, а если будут ошибки – исправлять.)

Не разрубишь – гл., н.ф.– не разрубить, сов. в., 2 спр., б. в., 2 л., ед.ч., сказуемое.

– Выполните разбор глагола из пословицы.

Кто вовремя помогает, тот помогает дважды.

Помогает – гл., н. ф.– помогать, несов., 1 спр., н. в., 3 л., ед. ч., сказуемое.

5. Самостоятельная работа по уровням.

  • 1-й уровень – сделать морфологический разбор глагола – узнаешь.
  • 2-й уровень – из пословицы выписать глагол, выполнить морфологический разбор.

После драки кулаками не машут.

  • 3-й уровень – заменить фразеологизм одним словом, выполнить морфологический разбор.

Летать в облаках – фантазировать.

6. Проверка самостоятельной работы.

  • 1-й уровеньузнаешь – гл., н.ф.,– узнать, сов. в., 1 спр., б. в., 2 л., ед. ч., сказуемое.
  • 2-й уровеньне машут – гл., н.ф.,– не махать, несов., в., 1 спр., н. в., 3 л., мн. ч., сказуемое.
  • 3-й уровеньфантазировать – гл., н.ф.,– фантазировать, несов., в., 1 спр., сказуемое.

– У кого есть проблемы? Какие?

III. Итог урока

– Над чем работали? (Над морфологическим разбором глагола.)

– Мы достигли цели урока? (Да, потому что вывели алгоритм разбора глагола.)

– Хорошо мы выполняем эту работу? (Нет, с ошибками.)

– Над чем будем работать завтра? (Над морфологическим разбором глагола.)

IV. Домашнее задание

– Рассказать о любом глаголе из предложения. Упражнения № 220 стр. 254.