Тема урока: "Искусство народов Севера" (по программе Б.М. Неменского). 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели и задачи:

1. Формирование художественного вкуса учащихся.

2. Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства.

3. Развивать наблюдательность, фантазию при выполнении орнамента, при оформлении одежды, различных видов украшений, при выполнении сюжетной композиции.

4. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве своего края.

Оборудование: образцы одежды народов севера, образцы узоров ханты и манси, образцы предметов быта, рисунки с изображением героев сказки.

Структура:

- организационная часть;

- ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;

- изложение нового материала;

- практическая часть учащихся;

- первичное закрепление изученного;

- подведение итогов урока.

Ход урока

- Здравствуйте. Проверьте, все ли у вас есть на парте? Садитесь.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла стихотворение Андрея Тарханова (читает ученик).

Если кинет судьба на чужбину,
Если Родина будет вдали,
Стану я вожаком лебединым,
Стану веткой родимой земли.
С этим чувством, богатым и сильным,
Ты в душе, мой родительский дом, -
На просторах великой России
Я не буду нигде чужаком…
Если верен обычаям края,
Той земле, что тебя родила,
Будет песня, как солнце, живая,
Где б на свете она ни жила.

- О чем эти строки?

- Какие коренные народы населяют наш округ?

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с искусством народов ханты и манси.

Тема сегодняшнего урока “Искусство народов севера”.

Западно-Сибирская равнина, где живут ханты и манси одна из величайших в мире. Возраст ее формирования – несколько десятков миллионов лет. Западная Сибирь – кладовая полезных ископаемых.

- Каких? (нефти, газа, угля, торфа).

Если над Западной Сибирью пролететь на самолете, то поражает необъятность просторов тайги. Она кажется безбрежной. Тайга… Это старое тюркское слово, означающее темнохвойный лес в горах.

- А какие же хвойные деревья здесь? (пихта, ель, сосна, кедр).

В тайге много зверя.

- Назовите их. (медведь, лось, росомаха, бурундук, выдра, бобр, горностай, хорек, соболь, заяц, белка, лиса, волк).

- Чем же занимались люди, живущие в тайге? (охота, рыболовство, собирательство ягод, орехов, съедобных корней. Женщины шили одежду и обувь из звериных шкур, умели делать крапивные нитки). И конечно слагали сказы, сказки и легенды.

- Назовите главных героев сказок северных народов? Где происходят события? О чем рассказывают сказки? Чему учат сказки?

Сказка “Маснэ и зайчонок”.

“…- Маснэ, на тебе мой халат - залатай его. Я пошла”.

Наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства хантов и манси было шитье и украшение одежды, которая здесь, в этих районах, имела свои особенности.

Мужская рубаха похожа на женское платье, хотя и короче его. У многих народов мужская одежда по покрою раньше не отличалась от женской.

Раньше такие платья и рубахи шили из ткани, которую делала из крапивного волокна – жестковатого, прочного.

Украшали такие рубахи аппликацией, которая шла вокруг кокетки, на манжетах и по подолу.

- А теперь давайте посмотрим на узоры, какая есть в них особенность? (зеркальный орнамент).

Яркое, самобытное прикладное искусство коренных жителей Югры – преимущественно охотников и рыболовов – было тесно связано с хозяйственной жизнью, бытовым укладом.

Если для творчества народов, тесно связанных с земледелием, характерен растительный орнамент, то в прикладном искусстве народов, основным занятием которых были охота и рыболовство, преобладает орнамент с условными изображениями образов животных и птиц, их следов.

В аппликации по ткани применяется только линейно – геометрический орнамент, что связано с технологией шитья в этой технике. При шитье узоров на ткани делают надрезы, ткань осыпается по краям, этому препятствует двойное подгибание - отсюда прямой угол.

Продолжение сказки “Маснэ и зайчонок”.

- Понравилась вам сказка?

- Чему она учит?

- Тема рассчитана на два урока, сегодняшнее задание вам такое: простым карандашом выполнить иллюстрацию к этой сказке.

- Какой сюжет можно выбрать?

- Итак, приступаем к работе: работаем только линией, не нажимая на карандаш.

Практическая работа.

- Давайте посмотрим, какие работы у нас получились? (демонстрация детских работ).

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- что понравилось вам на уроке?

- А что не понравилось?

Домашнее задание:

1. Найти стихотворения о нашем крае.

2. Найти загадки о нашем крае.