Разработка урока по математике во 2-м классе на тему: "Закрепление сложения и вычитания в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закреплять умение решать буквенные выражения;
  • совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, составлять верные равенства и неравенства;
  • развивать логическое мышление и смекалку, внимание, самостоятельность;
  • воспитывать уважительное отношение к девочкам, заботу о птицах зимой.

Оборудование: карточки, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

У.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Будем сегодня опять
Смекать, отгадывать, решать!

Приготовим тетрадь для работы.

Запись числа и классной работы.

У. На доске не записана тема урока.

Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
Тему мы сможем расшифровать,
Если будем верно считать.

Математическая шифровка

З - 9+5 П – 90-1
А – 11-3 Л- 8+4
К- 39+1 Р – 80-30 Н – 28-8
Е – 78+0 И- 11-5
14 8 40 50 78 89 12 78 20 6 78
З А К Р Е П Л Е Н И Е

У.

Урок “Закрепление”
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.

Это значит, что мы будем решать примеры и задачи изученных видов и выполнять задания на смекалку.

Устный счет.

Комбинаторная задача.

У. Сегодня утром я наблюдала, как вы заходили в класс. К двери сразу подошли 3 ученика: Кристина, Денис и Артур. Подумайте, в каком порядке они могли войти в класс?

Д. КДА, КАД, ДКА, ДАК, АДК, АКД.

У. А в каком порядке было бы правильно войти в класс?

Д. Девочка первая, а за ней мальчики.

Путешествие в математический лес.

У. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в математический лес. Растут там ёлочки с числами на макушках и на веточках. И вот некоторые числа спрятались от нас, а мы должны отгадать. Сумма чисел на веточках должна составить число, которое находится на макушке ёлочки. (Дети называют спрятавшиеся числа, а учитель вписывает их.)

У. А теперь давайте измерим путь от первой ёлочки до последней.

Этот путь мы начертим в тетради. Пойдём мы так:

  • обозначьте первую ёлочку точкой в тетради;
  • идем вправо 5 см.- вторая ёлочка;
  • идем вниз 4 см. – третья ёлочка;
  • идём влево 2 см. – четвёртая ёлочка.

Самопроверка с плаката на доке.

У. По какой линии мы двигались?

Д. По ломаной.

У. Из скольких звеньев состоит эта ломаная линия?

Д. Из 3-х.

У. Найдем длину этой ломаной.

Запись в тетрадь с комментированием, учитель пишет на доске:

5+4+2=11(см.)

Ответ: 11 см.

У. Чему равен наш путь от первой до последней ёлочки?

Д. 11 см.

У. А как короче добраться до 4-й ёлочки?

Д. Идти напрямую.

У. Покажем это на чертеже. Какая получилась фигура?

Д. Четырёхугольник.

У. Измерьте длину четвёртой стороны четырёхугольника. Нам нужно вычислить периметр этой фигуры. Вспомним, что такое периметр.

Дети хором говорят правила.

Запись с комментированием решения задачи, учитель пишет на доске:

Р=4+5+2+5=16 ( см )

Ответ: 16 см

У. Что нужно помнить при вычислении длины ломаной линии и периметра?

Д. Чтобы стороны были измерены в одинаковых единицах.

Игра с палочками.

У. Возьмите 5 палочек и выложите флажок.

Переложите 2 палочки так, чтобы получился домик.

Проверка.

Игра “Угадай-ка”.

У. Я задумала 2 числа из этого круга, сложила их и получила 20. Какие числа я задумала?

Д. 11 и 9, 12 и 8 и т.д.

У. Я задумала 3 числа, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала?

Д. 8, 7 и 5; 9, 7 и 4 и т.д.

У. Из числа 20 я вычла одно из чисел, которые стоят в кругу и получила 12.

Какое число я вычла?

Д. 8.

У. А кто хочет сейчас побыть учителем и задать классу подобные примеры?

Дети выступают в роли учителя.

Работа над совершенствованием вычислительных навыков.

У. Найдите значения числовых выражений и составьте по 2 верных равенства и неравенства. Запишите.

19-5 22+8 5+9 36-6

Проверка.

Вычисления с устным объяснением

36+2 87-5
43+20 93-50

Самостоятельная работа по вариантам.

1-в. 2-в
45+5 53+20 56+3 48-30
68-4 75-30 39-5 61+20

Взаимопроверка.

У. Сосчитай удобным способом (устно с карточек).

У. Назовите порядок действий, найдите значение выражений.

39-9+1 20+6+1
70-(3+7) 30+(15-7)

4. Физкультминутка.

Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаём.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это левая рука,
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это левая нога,
Это правая нога.
Ох, наука нелегка!

V. Повторение буквенных выражений.

У. Сейчас мы с вами повторим, отгадайте что?

Первое слово образовалось от слова буквы и отвечает на вопрос какие?

Второе слово близкое по значению слову примеры.

Д. Буквенные выражения.

У. Повторим буквы латинского алфавита, с которыми познакомились на прошлом уроке:

а b c d k x y

У. Где мы используем эти буквы?

Д. В буквенных выражениях.

Работа с учебником: №4, стр. 66.

У. Вычислите разности.

Вычислите суммы.

Как называются числа при сложении?

Д. Слагаемое, слагаемое, сумма.

У. Как называются числа при вычитании?

Д. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Работа с учебником. №5, стр.66. Выполняется с записью на доске.

Разности а-8 найти самостоятельно.

Коллективно проверяются ответы: 4, 12, 24, 40.

VI. Работа над задачами.

Задачи в стихах:

У.

Лебеди у нас в пруду.
Я поближе подойду:
Девять чёрных, белых - пять.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей,
Сколько было лебедей? (14)

Семь пеночек сели в одну кормушку,
Восемь – в другую, сыто их брюшкам!
Вот и спрошу я, ребята, у вас,
Сколько птичек мы кормим сейчас? (15)

У. А у кого дома есть кормушки? Птицам зимой страшнее голод. Птицы - наши друзья, они приносят большую пользу. Им надо помогать зимой.

На ветках, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели, посмотри!
Прилетело весело их десятка 3.
Тут, смотри ещё летят.
Их теперь уж 50.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом? (20)

Задача на смекалку.

Летела стая гусей, а навстречу ей гусак.

- Здравствуйте 10 гусей!

- Нет, нас не 10. Если бы ты был с нами, да ещё 2 гуся, то тогда нас было бы 10. Сколько в стае гусей?

Д. 7 гусей.

У. Какие пословицы и поговорки вы знаете с числом 7?

Д.

  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • На седьмом небе.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семь бед – один ответ.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе.
  • Лук от семи недуг.
  • За семью морями.

У. Решим задачу из учебника: № 8, стр.66.

Чтение задачи глазками, потом вслух.

У. О чем говорится в задаче?

Д. О книгах, которые стоят на полках.

У. Что говорится о книгах?

Д. На одной полке - 32 книги, а на другой – 40.

У. Что сделали с книгами?

Д. Выдали детям.

У. Сколько книг выдали?

Д. 20.

У. Что надо узнать в задаче?

Д. Сколько книг осталось.

У. Запишите задачу кратко (ученик работает у доски)

Стояло – 32 к. и 40 к.

Выдали – 20 к.

Осталось - ?

У. Решите задачу удобным для вас способом.

1 способ:

1) 32+40=72 (к.)

2) 72-20=52 (к.)

Ответ: 52 книги.

У. Как решить задачу по- другому?

2 способ: 3 способ:
1) 32- 20= 12 (к.) 1) 40-20= 20 (к.)
2) 12+40=52 (к.) 2) 20+32=52 (к.)

У. Составьте задачу по краткой записи (устно):

Было – 18 яблок

Съели - ?

Осталось 10 яблок.

Составление и решение обратных задач.

VII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: №2, 7, с. 66.