Урок русского языка по теме: "По тропинкам правил" (автор Т.Г. Рамзаева). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛИ:

  • образовательные: Обобщить изученные правила, создать условия для формирования грамотного письма.
  • развивающие: Развивать орфографическую зоркость: умение видеть, слышать, проверять орфограмму, развивать операции умственной мыслительной деятельности.
  • воспитывающие: Воспитание любви к Родине, потребности быть грамотным.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • таблички с правилами (лепка – пластилин),
  • карточка с правилами – “фонарики”,
  • сигнальные карты (гласные: а, о, и, е, я), учебник, тетрадь.

ХОД УРОКА

Этапурока Оформление доски Содержание Примечание
Оргмомент:

Сообщение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

Блиц-опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение изученных правил.

 

Работа с пословицей.

 

Работа с правилами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику с. 96, №204.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

Оценивание.

12 декабря.

Пять тропинок с правилами:

1. Заглавная буква,

2. жи-ши, ча-ща,
чу-щу, чн-чк-чт,

3. Парные согласные,

4. Безударные гласные,

5. Написание мягкого знака.

ДЕВИЗ УРОКА: России - нужны грамотные люди!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А - н..ра,

О - д..ма,

Е - л..щи,

И - стр..жи,

Я - цв..ты,

х..лмы,

т..зы,

м..чи.

Здравствуйте уважаемые гости. Вас приветствует 2 “А” класс на уроке русского языка по теме “По тропинкам правил”.

Проверили посадку, открыли тетради, записываем дату.

Посмотрите на доску…

Какие правила вы здесь узнали?

А зачем нужны правила?

Девиз нашего урока: России нужны грамотные люди! Согласны?

А что вы знаете о нашей родине?

БЛИЦ-ОПРОС:

- Наша страна?…(Россия)

- Столица России?…(Москва)

- Наш регион?…(Сибирь)

- Областной город? ... (Томск)

- Наши реки? …(Томь, Обь)

- Наш поселок? …(Молчаново)

- Президент России? …(В.Путин)

- Губернатор Томской области? …(В.Кресс)

Какое правило во всех этих словах? Написание заглавной буквы - это наша первая дорожка.

А мы с вами россияне? Запишите в тетрадь свои фамилию и имя, название улицы.

Мы находимся в начале пути, а помогать нам будут учение и труд.

Как понимаете пословицу?

Играем в игру “Меткий стрелок”, находим правила и высвечиваем их фонариками.

Проверяем, какие правила вы отметили?

Я из пословицы загадала слово, двусложное, все согласные звуки твердые. Какое это слово? (живут) Какое правило? Мы с вами на второй дорожке, традиционные написания.

Стихотворения – рифмовки: (дети)

Лужи, лыжи, камыши,
Мыши, жимолость, чижи,
Шимпанзе, шипы, машина,
Шишки, ежики, пружины.
В слоге ЖИ, в слоге ШИ
Только букву И пиши.

ИГРА: Из 3-ки слов установить логическую связь между 2-мя словами:

- мыши, жимолость, чижи;
- шимпанзе, шипы, машина;
- лужи, лыжи, камыши;

2. Сочетанья ща и ча –
В слове пища и свеча,
Чаща, дача и печать
Нужно с буквой А писать,
Потому, что ЧА и ЩА
Пишут только с буквой А.
А еще есть ЧУ, ЩУ…

Напишите по одному слову на каждое правило.

А на правило ЧН, ЧТ, ЧК давайте по рядам проведем соревнование: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

А еще ЧК живет в ваших именах:

Анечка, Танечка, Тимочка, Лидочка….

1) Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
Мы писали, мы писали
Наши спинки устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
Мы писали, мы писали
Наши тазики устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.

А следующее правило найдите в стихотворении:

3. Парные согласные –
Самые опасные!
Слово смело изменяй
Рядом гласный подставляй:
Ложка …(дети) - ложек,
Лодка - лодок,
Рыбка - рыбок,
Грядка - грядок.

Мы на третьей дорожке, парные согласные. Запишите слова, подчеркните правило. /Ло…ка, ло…ка, ры…ка, гря…ка/

Есть еще опасности на нашем пути…

Это четвертая дорожка, безударные гласные.

4. Безударный гласный –
Трудно с ним, согласны?
Чтобы не было сомнения
Ставь его под ударение.

Карточки возьми, букве встать на место помоги (работа с карточками).

Это были гласные проверяемые, а есть словарные слова, запишите в тетрадь: ученик, учитель, тетрадь, медведь, коньки.

Какое слово может быть лишним?

А чем похожи слова: учитель, тетрадь, медведь, коньки?

Эти слова с Ь знаком, мы на следующей тропинке, написание Ь знака.

Когда пишется смягчающий Ь?

Когда пишется разделительный Ь?

Задание № 204, прочитайте, найти и выписать слова с разделительным Ь.

(Ь после согласного перед гласным Я, Е, Ё, И, Ю, значит разделительный).

РУЧЬИ (какие?) …..

ОБЕЗЬЯНА (какая?) ….

ВЬЮГА (какая?) ….

Придумать как можно больше слов-описаний. (вызвать по 1 человеку с каждого ряда), а теперь составьте предложение по схеме:

КАКИЕ(АЯ)? КТО? (ЧТО?)  ЧТО ДЕЛАЮТ(М)? ГДЕ?

(Сильная вьюга воет в трубе.)

Письмо – диктант, морфологический разбор.

Кто? Что? Вьюга, подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Вьюга что делает? воет, сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

С правилами ты дружи и страну свою не подводи! Оцените свою работу на уроке, встаньте к отметке, которую вы себе поставили: “3” “4” “5”

СПАСИБО ВСЕМ, урок закончен.

Запись даты проговаривает ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правило, проверка.

7 правил (Молодец),

4 правила (Хорошо),

3 правила (Подтянись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(правила)

(взаимопроверка)

Выигрывает ряд, который последним назовет слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(карточки

А, О, Е, И, Я)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик без Ь.

Коньки О.

Учитель все согласные мягкие.

 

 

(правила)

 

 

 

 

(выписали слова:

ручьи, обезьяна, вьюга)

 

 

 

проверка

 

 

Комментирует ученик.