Интегрированный урок по теме: "В детском кукольном театре. Театр кукол – своими руками"

Разделы: Технология, Начальная школа


Класс: 3.

Тип: Урок изучения нового материала

Цель: Формирование знаний о технологии создания театральной игрушки.

Задачи:

  • Знакомство с понятиями театр, театральная игрушка, с разновидностями театра
  • Формирования знания о театральной игрушке и её особенностях, о навыках самостоятельной работы над игрушкой
  • Развитие творческого воображения, фантазии, расширение кругозора, воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности

Оборудование урока: белая и цветная бумага, карандаши, акварель, ножницы, клей.

Зрительный ряд: ширма, игрушки, изображения персонажей кукольного театра.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

Сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? (высказывания детей)

Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.

Учитель: Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас есть везде: в школах, в ДК, в больших семьях, кружках.

Давайте вспомним своё детство. У каждого из вас наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Играя в песочнице вы воздвигали крепости, их крутые стены штурмовали оловянные солдатики. В быстрых весёлых ручейках, соревнуясь плавают простейшие бумажные лодочки, но теперь это уже быстроходные шхуны, фрегаты, каравеллы … С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом.

Самый простейший кукольный театр – это настольный. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок.

Учитель: От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.

По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.

К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.

Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей

.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ - На Руси издавна существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.

ТЕНЕВЫЕ - основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)

ТРОСТЕВЫЕ - куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.

МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Учитель: Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Но в этом разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в своё время тростевая, а из марионетки – БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА. Внешне эти куклы напоминают “родителей”, только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит “в открытую” один, а чаще всего два исполнителя. Но вот на сцене появились огромные куклы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки…. И что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хороводы со зрителями. Это ЛЮДИ-КУКЛЫ. Актёр надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу.

III. Работа над заданием.

Сегодня на уроке мы будем изготавливать головки для перчаточных кукол.

- А к какой группе относятся перчаточные куклы? /к верховым/

Организация рабочего места, повторение правил ТБ при работе с ножницами и клеем.

Последовательност ь работы:

1. Лист расположить вертикально

2. Готовить прямоугольник 140 мм на 60 мм

Из прямоугольника сделать основу – цилиндр

4. Каждый учащийся придумывает своего героя, выделить характерные признаки

5. С помощью дополнительных деталей и раскрашивания, цилиндр превращают в мордашку сказочного героя.

Из полоски бумаги скрутить трубку по размеру указательного пальца, склеить. Надрезать с одной стороны (цветочек). В цилиндре проделать отверстие и вставить трубочку с прорезями. Намазать клеем лепестки и приклеить внутри цилиндра.

IV. Предварительные итоги урока.

При подведении итогов по возможности целесообразно проиграть отрывок сказки “Теремок” с участием лучших работ ребят.

Учитель отмечает тех ребят, чьи работы выразительны, аккуратны, завершены.

Уборка рабочих мест.

V. Итог урока

- Что интересного узнали на уроке про кукольный театр?

Домашнее задание: подготовить материалы для продолжения работы по созданию куклы: ткань, нитки, пуговицы.

Предварительные итоги, т.к. на следующем уроке шьётся перчатка для куклы и завершается работа над ней.

ПРИЛОЖЕНИЕ