Математический марафон

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • фронтальное повторение учебного материала по математике;
  • развитие логического мышления, речи, памяти;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание интереса к математике.
  • воспитание высокой культуры математического мышления;
  • развитие умения работать с литературой, творческих способностей учащихся и навыков неформального общения с педагогом;
  • воспитание дружного и сплоченного коллектива учащихся в группе в ходе подготовки и проведения Недели математики

Оформление зала:

  • математические газеты;
  • плакаты с высказываниями:
    • “Математика – это гимнастика ума” (М. Калинин),
    • “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг” (Хаусфорд),
    • “Математика является самой древней наукой, вместе с тем остается всегда молодой” (Келдыш),
    • “Математику уже потому надо учить, что она ум в порядок приводит” (Ломоносов),
    • “Книга – книгой, а мозгами двигай” (Маяковский),
    • “Математика – царица наук, а арифметика - царица математики” (Гаусс).

В игре участвуют по 5 учащихся от группы.

Ход мероприятия

1. Викторина начинается с выступления ведущих.

- Внимание!

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша викторина посвящается!

Математика повсюду.
Математика повсюду.
Глазом только поведешь -
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

Вот строительство большое.
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.

А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?

Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на “пять”.

Если хочешь строить мост,
аблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

- Начинаем викторину!

2. Ведущий знакомит с составом жюри.

3. Определяется очередность выступления команд.

4. Первый конкурс - “Представление команд”.

Оценивается:

  • название команды,
  • внешний вид,
  • девиз,
  • эмблема.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Жюри оценивает конкурс из расчета 7 баллов.

5. Второй конкурс - “Что мы помним, что мы знаем …”.

Разыгрываем варианты заданий.

Приглашаются капитаны команд 1 курса.

Приглашаются капитаны команд 2 курса.

Приглашаются капитаны команд 14, 15, 16,25, 27, 28 групп.

На столе – билетики с номерами вариантов.

Для 1 курса №1, №2, №3.

Для 2 курса №4, №5, №6, №7.

Для 14, 15, 16, 25, 27, 28 групп №8, №9, №10

За каждый верный ответ ставится по 1 баллу.

Вопросы - в ПРИЛОЖЕНИИ №2.

Варианты вопросов - в ПРИЛОЖЕНИИ №3.

6. Третий конкурс - “Великие математики”.

На сцене - плакат с фамилиями великих математиков.

  1. Крылов
  2. Эйлер
  3. Декарт
  4. Колмогоров
  5. Ньютон
  6. Лобачевский
  7. Евклид
  8. Непер
  9. Ферма
  10. Эратосфен

Ведущий:

- У команд есть номер ответа. На плакате - фамилии ученых-математиков. Порядковый номер фамилии ученого и ваш совпадают. Любой член команды может рассказать об ученом ( в каком веке жил этот ученый, в какой стране и чем он известен и др.).

1 вариант: учащимся заранее сообщаются фамилии этих математиков, чтобы они могли подготовиться к конкурсу.
2 вариант: учащимися оформляется стенд “Ученые-математики”, в котором размещены портреты ученых и краткая библиографическая справка.

Жюри оценивает ответ из расчета 3 балла.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

7. Четвертый конкурс - конкурс капитанов ( “Какое это слово?”).

Ведущий:

- Команде под номером 1 задается вопрос, если она не может назвать слово, то называет букву, как в телеигре “Поле чудес”. Далее продолжают другие команды по порядку, пока не угадаете слово. Жюри оценивает так: за каждую правильную букву – 1 балл. Все слово – 10 баллов.

1 Название какого геометрического тела происходит от греческого слова, которое в переводе на русский язык означает “огонь”. ПИРАМИДА
2 Как называли куб в Греции? ГЕКСАЭДР
3 Назовите фамилию ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика? ГИППОКРАТ
4 Вы знаете, что слово “градус” означает “шаг” (лат.), “минута” – “шаг”, уменьшенный в 60 раз, “секунда” – “вторая” – деление минуты на 60.

Принятая в настоящее время система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже 16 – 17 вв. Ее использовали астрономы Коперник и Браге. Но еще в древности ученый, который жил во 2 веке до нашей эры, градусы обозначал кружочками и называл их частями, минуту – одним штрихом, секунду – двумя штрихами.

ВОПРОС. Кто этот древнегреческий ученый?

ПТОЛЕМЕЙ
5 Слово “радиан” появилось в 19 веке в Англии. Современный же вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Был известен тем, что написал более 800 работ по математике, физике, астрономии. Последние 17 лет этот ученый был слепой, но работу не бросил. Именно этот он вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся, например, формулы приведения.

ВОПРОС. Кто он, этот ученый, швейцарец, живший с 1707 г. по 1783 г.?

ЭЙЛЕР
6 Древнегреческий математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Родился в Сиракузах. Ему приписывается сожжение римского флота направленным на него через систему вогнутых зеркал солнечным светом. АРХИМЕД
7 Понятие функция возникло сравнительно недавно. Оно связано с именами Ферма, Декарта, Ньютона, Лейбница. В те времена создавался новый мощный аппарат исследований функций и построения их графиков. Л. Эйлер внес большую лепту в исследование функций. Это его слова: “Весь анализ бесконечно вращается вокруг переменных количеств и их функций”.

ВОПРОС. Без чего нельзя проводить исследование функций? Без производной. Как называется процесс ее отыскания?

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ

8. Пятый конкурс - “Меры длины”.

На сцене вывешивается плакат с названием мер длины.

Линия Шаг
Перст Сажень
Пядь Локоть
Фут Аршин
Миля Ярд
Дюйм Верста

Ведущий задает вопросы, ответы на которые можно найти среди надписей на плакате. Каждая команда записывает на листочке номер вопроса и ответ, а в конце конкурса ответы сдают жюри. Наивысшая оценка за правильный ответ – 2 балла.

1 Какая мера длины была введена указом короля Генриха 1 в начале 12 века? Ярд
2 Какая мера длины произошла от древнерусского пясть – кулак? Пядь
3 Какая мера длины была распространена на Руси с 11 века? Это – расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Локоть
4 Как называется расстояние между пятками шагающего человека? Шаг
5 В честь какой меры длины отчеканена медаль со словами “На все времена. Всем народам”? Метр
6 Какая мера длины произошла от римской меры “двойной шаг”? Она использовалась для измерения больших расстояний. Миля
7 От какой старинной меры длины произошло название “двенадцатиперстная кишка” и почему? Перст
8 Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, там где нужна большая точность? Фут
9 Откуда произошло название “трехлинейная винтовка”? От единицы измерения линия
10 Название какой меры длины произошло от слова “сягать”, то есть доставать до чего – либо. Отсюда употребление слова “недосягаемый” в отношении места, куда невозможно добраться, человека, достижения которого невозможно повторить. Сажень

9. Шестой конкурс - “Числа в народных пословицах, поговорках и загадках”.

Ведущий:

- Команды по очереди (согласно выбранному номеру) называют пословицы, поговорки и загадки. Пословицы не должны повторяться. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Числа в пословицах, поговорках и загадках - в ПРИЛОЖЕНИИ №4.

10. Седьмой конкурс - “Эрудит”.

Ведущий:

- Из букв слова СТЕРЕОМЕТРИЯ составьте новые слова, существительные.

Команда записывает слова на листочке и в конце сдает в жюри. Жюри оценивает так: слово из 3-х букв - 3 балла, 4-х букв – 4 балла, и т. д. Жюри подводит итоги.

11. Пока жюри считает баллы, участники викторины пишут отзыв.

План отзыва - на столе, листочки и ручки тоже.

12. Объявление результатов.