Урок самооценки в 4-м классе по русскому языку на тему: "Закрепление знаний о трех типах склонения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Дидактическая: Совершенствование знаний о склонении существительных, распознавание падежей существительных 1, 2, 3-го склонений.

2. Развивающая: Развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления.

3. Психологическая: Формулирование абстрактного мышления, устойчивости внимания, интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности учеников в организации учебного процесса, формировании адекватной самооценки как основы становления самосознания.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Сигнальный круг для каждого ученика, этимологический словарь, 4 карточки с индивидуальным заданием для б-ой подгруппы, кодоскоп.

Ход урока

1. Организация. Сообщение темы и цели урока.

2. Этимологическая работа.

 

I задание. Самостоятельно выяснить значение слова акварель, глобус, школа по словарю.

Акварель. Название произошло от латинского аква, что значит “вода”.

Этим словом называют и краски, которые разводят водой, и работы, сделанные ими (аквапарк, акваланг.. .).

Глобус. Люди знакомы с глобусом несколько тысячелетий. Ну а почему же глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само слово глобус означает шар. Вот оказывается в чем секрет. Знайте: когда вы держите в руках глобус, вы держите земной шар.

Школа. На греческом “досуг”. Не правда ли странно? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство.

II задание. Определите склонение изученных слов и составьте предложения, употребляя эти слова в предложном падеже. (Дети записывают лучшие предложения).

III задание. Читайте предложения и найдите ошибкоопасные места в этих словах.

…..в акварели…..

…..о глобусе…..

…..в школе…..

Как проверить безударное падежное окончание имен существительных!

Вспоминают алгоритм

1. Н.ф., склонение.

2. Падеж.

3. Слово помощник.

4. Выясняем окончание.

- Почему в одном и том же падеже разные окончания?

- Что такое склонение?

- Сколько склонений в русском языке?

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Ко 11 склонению?

- К III склонению?

- Как правильно определить склонение?

Оцените свои теоретические знания сигнальным кругом:

  • красный цвет - "5"
  • синий цвет - "4"
  • желтый цвет - "3"

IV задание. Устный диктант. (дети приготовили карточки 1, 2, 3)

На кормушке, у снегиря, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи", на поле,

перед окном, за помощью, в кино, с горечью, за пальто

- Еще какие несклоняемые существительные вы знаете?

- Почему не склоняются?

(Дети оценивают себя сигнальным кругом. Проверяется умение определять склонение существительных).

V задание. (Отгадывание загадок).

Запишите отгадки в тетрадь, определите склонения

а) Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)

б) Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик)

в) Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окно)

г) Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

д) Дом.

Почему удивились? Да, это не загадка. Загадку вы придумаете сами. Я вам сказала отгадку. (Дети придумывают загадку. Работают в группах. В классе всего 6 подгрупп из 4-х человек).

Составьте предложения, употребляя эти существительные в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. (Каждая подгруппа работает с одним словом).

1 - олень, II - одуванчик, IП - окно, IV - осина, V - дом.

6-я подгруппа получает индивидуальное задание. После выполнения дети проверяют работы по образцу и сами оценивают их. Образец на кадоскопе.

Оценивается групповая работа.

Физкультминутка.

VI задание. Распределительный диктант. Запишите в столбик падежи. Я диктую словосочетания, вы записываете существительное против каждого падежа .

Находится в портфеле, подошел к печи, сидели на березе, приехал из деревни , ведет в лес, сидел перед болотом , вкусный апельсин.

Проверка, оценивание сигнальным кругом.

Каждый сам себе ставит оценку, сигнальным кругом показывает, учителю.

VII задание. Стр. 126. Упр. 4. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму - безударную гласную в окончаниях существительных.

Рефлексия. Чем занимались на уроке? Кто доволен собой?

Итог урока. Определите ключевые слова урока. (Склонение, падеж, безударное падежное окончание, имя существительное).

Домашнее задание. Упр.5 по дидактическому материалу. Сочинение миниатюра “Выходной день”.