Игровой тренинг. Активизация познавательной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: создание условий для развития познавательной деятельности младших школьников.

Задачи:

  • развитие познавательной сферы младших школьников;
  • развитие навыков коллективной работы;
  • развитие социально-психологических качеств личности;
  • развитие рефлексии.

Вводная часть

Знакомство. Упражнение “Снежный ком”. Для активизации учащихся и поддержания темпа упражнения можно использовать любую игрушку. Участники и ведущий тренинга сидят в кругу. Сидящий слева от ведущего называет свое имя и передает игрушку следующему. Тот повторяет, как зовут первого и называет свое и т.д. Упражнение заканчивает ведущий.

Целевая установка: В жизни много различных ситуаций, когда нам нужно проявить смекалку, выдумку чтобы найти выход из какой-либо ситуации или найти решение какой-либо задачи. Сейчас вам представится такая возможность.

Основная часть

Задание 1. “Ребус”. Приложение 1.

Участникам тренинга раздаются три разрезанные (по количеству участников) картинки. Собрав картинку, участники тренинга делятся на три команды, отгадывают ребус и узнают название своей команды. Команды занимают места за игровыми столами.

Итак, у нас образовалось три команды: “Вишенка”, “Радуга”, “Солнышко”.

Задание 2. “Сочини рассказ”. Приложение 2.

Даны слова:

ФЛАГ, ВОРОТНИК, ЗИМА, НОС, ОБРУЧ,

АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ.

Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.

Команды работают 3-5 минут, затем представляют свои рассказы.

- Трудно было выполнить задание? Почему?

Игра “Тропинка, кочки, копна”

Играем в игру “Тропинка, кочки, копна”. Если я скажу: “Тропинка” - все изображают тропинку: приседают друг за другом, руки кладут на плечи впереди сидящему. Если я скажу: “Кочки” - все приседают и закрывают голову руками. Если я скажу: “Копна” - все собираются в круг и поднимают руки вверх, изображая копну. Все встали, играем.

Задание 3. “Тарабанская грамота”. Приложение 3.

Перед вами – “Тарабанская грамота”. Ваша задача – прочесть, что там написано. Время выполнения задания 3 минуты.

- Что получилось? (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

- Каким образом вы догадались, как нужно выполнить задание?

Задание 4. “Рисуночное письмо”. Приложение 4.

Когда – то люди не знали букв. Но они могли писать друг другу письма. Каким образом? Они могли рисовать. Напишите с помощью рисунков короткое письмо вашим соперникам. Что помогло вам справиться с заданием?

Заключительная часть

Упражнение “Быстрота реакции”. Приложение 5.

Ведущий быстро зачитывает следующие слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка.

А учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.

Что получилось? Ведущий демонстрирует, что должно получиться у всех участников игры.

Рефлексия занятия.

Участники тренинга снова садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия.

Как вы себя чувствовали на занятии? Что понравилось? Кому было трудно?