Пьеса – драматическое произведение. С. Маршак. "Сказка про козла"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака “Сказка про козла”.
  2. Содействование развитию внимания, устной речи, правильного, выразительного чтения.
  3. Воспитание уважение к старшим, трудолюбие.

Оборудование: выставка книг, рисунки учащихся к сказке А. Волкова, таблички со словами: театр, пьеса, ремарки, действующие лица.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Упражнения для губ и языка:

Расчешем губки, раз, два.

Просушим,

Покрутим язычком во рту.

Цокает лошадка по мостовой:

Кончик язычка стучит по нёбу.

Упражнения для дыхания:

Представьте, что у вас День Рождения и у вас на столе стоит торт со свечками. Давайте все вместе задуем свечки.

Дикционные упражнения

Две сороки тараторили, тараторили на горке.

III. Повторение.

Как называется раздел, который изучаем?

По жанру, какие произведения вошли в раздел?

Что такое сказки? Назовите признаки сказки?

Перечислите виды сказок. Приведите примеры.

Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?

К какому виду сказок она относится?

Как возникла эта сказка? (Александр Волков решил изучать английский язык. Он стал переводить сказку американского писателя Френка Баума “Мудрец из страны Оз”. Затем, по мотивам этой сказки, написал сказку “Волшебник изумрудного города”, многое изменив и добавив новые главы)

IV. Проверка домашнего задания.

а) Игра “Доскажи словечко”.

- Мы сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко” и вспомним героев этого произведения. Я буду читать стихи, а вы будете подбирать рифму, оканчивающую стишок.

У Элли есть дружочек-крошка, А зовут его ... (Тотошка)

Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)

Этот царь зверей, но все ж
На царя он не похож.
Но с друзьями, осмелев,
Идет за мужеством ... (Трусливый Лев)

Этот парень хоть куда, Воды боится иногда, В дороге он смелый, полезный Кто? ... (Дровосек Железный)

(Иллюстрации героев сказки на доске.)

б) Рассказы о других героях сказки (устные индивидуальные задания).

- Назовите ещё героев этого произведения.

- Расскажите о них.

(Учащиеся рассказывают о Гудвине, волшебнице Гингеме, Железном дровосеке)

в) Выставка книг.

- Чем вы можете объяснить, что сказки, написанные давно, продолжают оставаться интересными для детей и взрослых?

- Александр Волков говорил “В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимная выручка” [4]

V. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

- Назовите жанры, которые встречались нам.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.

- Кто из вас был в театре?

(На доске вывешивается таблица.)

- Что такое театр?

- Театр- это помещение, в котором представляют, показывают произведения. Первые театры были построены в древней Греции.

- Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?

Какие спектакли вы уже видели?

Доводилось ли вам участвовать в постановке школьного спектакля?

Ребята приготовили для нас фрагмент сказки-повести Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”

(Просмотр заранее подготовленного фрагмента “Знакомство дяди Фёдора с котом Матроскином”)

- Чем отличается сказка, прочитанная в книге, от той, что показывают артисты на сцене? (Ответы детей учитель записывает на доске.)

- Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса? Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.

VI. Изучение нового.

1. Чтение авторского текста (с. 50).

- Прочитайте самостоятельно. Подчеркните карандашом три главных вопроса Насти. Найдите соответствующие ответы папы.

Вопросы и задания после чтения.

Прочитайте вопросы Насти и ответы папы.

На какой вопрос Насти мы с вами искали ответ? (На второй “А что это значит - как пьеса?”.)

Прочитайте наш ответ и сравните с ответом папы.

Что же такое пьеса?

(На доске таблицы)

Какие пьесы-сказки С. Маршака вспоминают Настя и папа?

Какую мы будем читать?

2. Чтение “Сказки про козла” С. Маршака.

а) Работа до чтения.

- Какие вы читали сказки, где героем является коза или козел?

Какими мы их видим в сказках?

(В сказке “Лисица и Козел” Козел доверчив, глуп, в сказке “Волк и семеро козлят” Коза -заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке “Коза - Золотые рожки” Коза на доброту и ласку отвечает добром.)

Каким окажется Козел в сказке С. Маршака?

Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)

Чем интересен текст?

Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)

Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделен на действия.)

б) Чтение 1-го действия про себя.

Вопросы после чтения:

- Какие слова были не понятны?

Назовите действующих лиц 1-го действия.

Какими вы представляете бабу и деда?

Почему козел стал им помогать? Что он умел делать?

в) Повторное чтение 1-го действия по ролям.

г) Беседа по вопросам.

Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)

Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.

д) Рассмотрите иллюстрации на с. 52-53. Озвучьте их словами из сказки.

Чем заканчивается 1-е действие?

Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? (Встреча с волками.)

е) Чтение хорошо читающими детьми 2-го действия по ролям вслух.

Вопросы и задания после чтения:

Где происходило второе действие?

Какими мы видим волков? (Голодными, злыми, трусливыми.)

Почему один козел смог побороть семерых волков? (Был отважен, силен, хитер.)

Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.

Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда? Найдите соответствующие ремарки.

Чем закончилось второе действие?

VII. Закрепление.

1. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).

Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)

Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)

Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?

2. Работа над текстом после чтения.

а) Работа с пословицами. (задание 1 в тетради, с. 29)

- Выберите и отметьте пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.

  1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  2. Волков бояться, в лес не ходить.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  4. В согласном стаде волк не страшен.
  5. Конец - делу венец.
  6. Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
  7. Испуганный зверь далеко бежит.
  8. Корми деда на печи, сам будешь там.

- Какие пословицы вы отметили? Дома вы их запишите в таком порядке, чтобы получился план из пословиц.

б) Проблемный вопрос.

- Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость. В трудную минуту побеждает упорный и умный.)

VIII. Итог урока.

Понравилась ли вам “Сказка про козла”?

Почему ее легко поставить на сцене?

Чем сказка-пьеса отличается от обычной сказки?

IX. Домашнее задание.

  1. Перечитать сказку-пьесу, выполнить задания на с. 61.
  2. Составить план из пословиц. (задание 2 в тетради, с .29.)

Список литературы.

  1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в 3 классе. - М.: Баласс, 2005.
  2. Е. В. Бунеева, О.Е. Смирнова, М. А. Яковлева. Уроки чтения по книги “В одном счастливом детстве”. 3 класс, -М.:Баласс,2001.
  3. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику “В одном счастливом детстве”. -М.: Баласс, 2005.
  4. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. – М.: АСТ, 2000.