Урок окружающего мира в 3-м классе (по программе 1–4) на тему: "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Учитель:

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами учили на прошлом уроке, для этого разгадаем кроссворд и определим тему сегодняшнего урока. (Работа в парах).

- Разгадайте кроссворд:

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
  2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.
  3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают лёгкие пушинки.
  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.
  8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

(См. приложение 1, слайд 3, проверка ответов кроссворда)

Индивидуальная работа: Рома М. и Катя С. отвечают на вопросы по карточке с целью закрепления знаний предыдущего урока.

  1. К каким группам относятся перечисленные растения: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?
  2. Почему растения называют “зелёной одеждой Земли”?

(проверить себя по учебнику с.71-74)

Изучение новой темы. (20 мин)

Беседа с учащимися:

  • Что обозначают слова кроссворда? (растения)
  • Какое слово получилось в выделенной строке? (животные)
  • Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению царства животных.
  • На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных и их групповые признаки.
  • Но прежде узнаем из учебника, как называется наука о животных? (Учебник, с. 90, самостоятельно найти ответ) (зоология)
  • Ребята, какие вы знаете группы животных по месту их обитания? Давайте посмотрим на слайде иллюстрации животных. (См. приложение 1, слайд 4, 5.)
  • Какие группы животных можно выделить по особенностям строения тела? (предполагаемые ответы детей)
  • А теперь рассмотрим классификацию животных по особенностям строения тела. Какие могут быть группы животных? См. приложение 1, слайд 6.

Ребята, прочитайте самостоятельно по учебнику с. 90 – 93 и найдите признаки групп животных.

Физминутка. См. приложение 1, слайд 7.

Если это позвоночное животное, то подпрыгни один раз.

Если это беспозвоночное животное, то подпрыгни два раза.

карп лось
дождевой червь рак
пчела крокодил
ласточка муха

Беседа.

  • Перед физминуткой вы, ребята, прочитали о признаках групп животных. Сейчас мы вспомним, что вы о них узнали, заполнив таблицу. См. приложение 1, слайд 8, 9.

Чем питаются животные? Как мы их разделим на группы по типу питания?

1. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называют животных, которые питаются другими животными? (Хищные животные или хищники)

2. Чем ещё питаются животные? (Растениями.) Приведите примеры.

3. Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (такие животные называются растительноядные)

4. А как будут называться животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные животные)

5. А ещё есть животные, которых называют всеядные. Чем питаются они? (Они питаются другими животными, растениями, насекомыми.)

6. Как мы их разделим на группы по типу питания? (См. приложение 1, слайд 10)

7. Ребята! Решите логическую задачу: посмотрите на цепь питания. (См. приложение 1, слайд 11)

8.

9. Что произойдёт в природе, если окажется, что урожай желудей недостаточен для питания мышей? (нарушится цепь питания, погибнут совы)

10. Прочтите стихотворение и сделайте вывод.( См. приложение 1, слайд 12.)

Самостоятельная работа детей. (8 мин + 8 мин)

1 группа детей выполняет тест. (См. Приложение 2)

2 группа детей выполняет творческую работу в тетрадях:

  • Составьте описание несуществующего животного.

Смена деятельности групп

1 группа детей. Задание: придумайте название несуществующего животного, описанного детьми 2 группы. Определите, к какой группе животных оно относится.

2 группа детей выполняет тест. (См. Приложение 2)

Для дополнительной работы в группах предлагается раздаточный материал, а так же работа с электронным учебником “Птицы”.

100 заданий по природоведению (рабочая тетрадь)

44. Подбери и запиши стихотворение или 2-3 загадки о животных.

________________________________________

45. Запиши, сколько птиц каждого вида показано на рисунке в учебнике (с. 67)

Синица большая ____________________

Поползень обыкновенный ____________________

Воробей домовый____________________

Сколько всего птиц показано? ____________________

Закончи заполнение таблицы.

Сравни данные графы “число видов”. Какая группа животных наиболее богата видами?

Какая группа включает особенно мало видов?

Группы животных Признаки групп Число видов
Бабочка, жук   1000000
рыбы   20000
лягушка   3400
ящерица   6000
птица   8600
собака   4000

Напиши рассказ о домашних животных, которые есть в вашей семье.

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Итог урока. (1 мин)

Учитель:

Ребята, поднимите руку, кто сегодня на уроке узнал что-то новое о животных?

В стихотворении мы прочитали:

Да, если мы с кем-то
Не очень дружны -
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А как мы можем помочь животным?

(Занести в Красную Книгу, уменьшить их отлов, уничтожение).

Домашнее задание. (1мин)

Ребята, дома вы должны:

  1. повторить тему “Разнообразие животных” на стр. 89 – 95
  2. ответить на вопросы стр. 95
  3. составить кроссворд о животных (успешной группе детей)