Методическая разработка литературного праздника по сборнику рассказов В.П. Астафьева "Последний поклон"

Разделы: Литература


Цель: Расширить знания учащихся о жизни, детстве В.П. Астафьева, развитие творческих способностей учащихся (актерские, художественные), быть активными, ответственными, веселыми.

Рекомендации к проведению:

  • праздник можно провести для учащихся 6-7 классов, предварительно познакомившись с детством В.П. Астафьева;
  • оформление для проведения праздника (рисунки детей по рассказам В.П. Астафьева; выставка книг, газет, выпущенных учащимися, изображение д. Овсянка);
  • перед началом праздника включить симфоническую музыку М. Глинки “Жаворонок”, П. Чайковского, А. Моцарта;
  • вечер может вести один или два ведущих.

Домашнее задание к празднику:

  • Организовать команды от классов по 10 человек
  • Готовить инсценировки по рассказам В.П. Астафьева по классам (предварительно составить сценарий, продумать детали костюма)

Вступление

Учитель.

Астафьев Виктор Петрович родился 1 мая 1924 г., село Овсянка Красноярского края, русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-1937гг. - беспризорник, потом детдомовец. В 1941-1942 гг. учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 г. - на передовой, получил тяжелое ранение в голову, контужен. С 1945 г. жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 г. - г. Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком.

После публикации в 1951 г. своего первого рассказа “Гражданский человек” в газете “Чусовский рабочий” стал ее литературным сотрудником (до 1955 г.). В 50-е годы издает в г. Перми книги рассказов для детей (“До-будущей весны”, 1953 г.; “Огоньки”, 1955; итоговый сборник “Зорькина песня”, 1960 г.), роман о преобразовании отсталого колхоза “Тают снега” (1958 г.). С 1958г. - член Союза писателей СССР, в 1959-1961 гг. учился на высших литературных курсах в Москве при литературном институте им. М. Горького. С конца 1960г. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в г. Красноярске. Герой социалистического труда (1989 г.). Умер в ночь на 29.09.01.

I ведущий:

Каждому подлинному художнику присуща черта, придающая своеобразие и неповторимость его таланту. У Виктора Астафьева, по словам писателя Сергея Залыгина, такой чертой является совестливость как нравственная причастность к окружающей жизни и ответственность за все, что в ней совершается. В его душе неумолчен голос. Как живете, люди? Если жизнь приносит вам невзгоды и страдания, то и я в этом повинен, готов прийти на помощь обиженному, обуздать зло, заклеймить острым словом низость и жестокость.

II ведущий. Горькая правда:

Удивителен, многогранен и вместителен мир, воссозданный в “Последнем поклоне”. Это своеобразная летопись жизни сибирской деревни. Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сибирских характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) - непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в “кураже, ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в “крайние” минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписаной, “инстинктивной” морали видел Астафьев “становую” жизнь народа.

Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни и эти слова: “Почитай людей, почитай! От них добро!...”

1 ведущий: Назовите произведения, которые вошли в сборник “Последний поклон”.

2 ведущий: У нас ребята подготовили отрывки наизусть, из рассказов, входящих в
сборник “Последний поклон”.

1 ведущий: Читают отрывки наизусть, а зрители должны угадать, из какого рассказа
данный отрывок.

2 ведущий: Есть ребята, которые написали отзыв о прочитанном произведении (читают
отзыв).

1 ведущий: Кто скажет, на каком факте из биографии В.П. Астафьева был написан
рассказ “Васюткино озеро”? Судьба этого рассказа любопытна.

2 ведущий: А теперь проведем викторину по рассказам В.П. Астафьева из сборника
“Последний поклон”.

Викторина

2 ведущий: “... Тайга, тайга. Без конца и края тянулась она. С высоты она казалась огромным темным морем. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще”. (“Васюткино озеро”)

1 ведущий: “Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесчувственными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам”.

(“Зачем я убил коростеля?”

2 ведущий: “Как-то опять пришли мальчишки, засунули руку в норку, чтобы вытащить Скрипа, а достать не могут. Скрип вертел головой, должно быть, насмешливо думал: “Шалишь, братцы мальчишки!” (“Стриженок Скрип”)

1 ведущий: “Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытых
зверушек - белогрудая курица. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка
появляясь на людях в деревне”. (“Белогрудка”)

2 ведущий: “Вот теперь настало самое главное - страшная прорубь осталась позади, а Кольча - младший, отломив ветку от елки, хлещет по заду Лысуху и Гнедка. Лошади берут в рысь”. (“Запах сена”)

1 ведущий: “А эти все еще боролись, их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, как белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко и властно. И мы понимали это так: “Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне! Не вешать голов!”

(“Гуси в полынье”)

2 ведущий: “А ну, показывай трофеи!” Ага, молодцы! С копной малины набрала, молодец!... - похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. - И у тебя с копной! И у тебя!... Молодцы!... Молодцы!... Знаете что. ребятки, - хитро со значением прищурился рыбак, - подвиньтесь-ка ближе, и я вам интересное скажу на ухо”.

Что сказал рыбак ребятам? Из какого рассказа эти строки?

(“Бабушка с малиной”)

1 ведущий: “Знаете че?” - поговорив с братами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело!.. “Ой, дитятко мое! - принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. - Пособил тебе господь, сиротинке, пособил...” - и подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала. А я остался. После чего предложил Саньке эту аферу.

(“Конь с розовой гривой”)

“За земляникой”

(по мотивам рассказа В.П.Астафьева “Конь с розовой гривой”)

Сцена 1.

Выходит главный герой, садится за стол, выводит старательно на листке буквы. Входит бабушка с туеском.

Бабушка: Ты что дома-то сидишь? Левонтьевские ребятишки вон собираются на увал

по землянику. Сходи с ними. Наберешь туесок. На, вот. А я повезу свои ягоды в город твои тоже продам, и куплю тебе пряник.

Витя: Конем, баба?

Бабушка: Конем, конем. Эх ты, горемышный. (гладит его по голове, уходит).

Витя (выйдя из-за стола): Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских мальчишек. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяет таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в живот. А сколько почету с таким конем! Ребята Левонтьевские к тебе и так и этак ластятся, и в чижа первому бито делают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его.

Сцена 2.

Витя и Танька собирают землянику. Неожиданно Старшой выталкивает на сцену Саньку, давая ему пинка после каждого вопроса.

Старшой! Ешь, да? Ешь, да? А домой че? А домой че? (замахивается и на Таньку)

Танька: Ага-а-а! Шанька тоже мокрая, так ничего-о-о...

Старшой: Я для дома стараюсь, а вы все жрете и жрете!

Замахивается на Саньку. Драка.

Старшой (отряхиваясь): Ну ладно, давай мирится!

Санька: А ты не будешь больше? (с опаской)

Старшой: Да нет. говорю тебе! Ребята, айда купаться !

Витя: Да нет, я уже набрал полную посудину!

Саньки: Батюшки, Петровны испугался?

(см. на лист)

Витя: Зато...

Старшой: Давай, действуй!

Санька: Давай-давай!

Старшой: Смотрите, пещера!

Санька: Ух, ты! (убегают туда)

Витя: Говорят, там нечистая сила живет.

Танька: Страшно...

Выходит Санька

Старшой: Ну. Санька, тебя и нечистая сила не берет

Санька: Это еще че! Я бы дальше побег, в глыбь побег бы, а там змеев гибель!

Танька: Змеев? (отступая)

Санька: Домовниху с домовым видел.

Старшой: Хлопуша! Домовые на чердаке живут да под печкой!

Санька: Да тама, какой домовой-то? Домашний? А тут пещерный. В мохе весь, серый, дрожмя дрожит - студено ему. А домовиха худая, глядит жалобно и стонет. Да меня не подманишь, подойди только, схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил.

Танька: страшно...

Все пугаются, убегают. Санька свистит.

Санька: Да ладно, испугались...

Старшой: Задаст тебе Катерина Петровна, задаст! Ягоды - то мы съели! Ха-ха! Нарочно съели! Ха-ха! Нам-то - ништяк! Ха-ха! А тебе-то Хо-хо!

Витя: Да знаю я...

Санька: Знаете че? Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод и готово дело! “Ой, дитятко, пособил тебе господь, сиротинке, пособил”.

Все: Ну, ладно, давай!

Витя (оставшись один): Что же теперь будет? Не видать мне коня с розовой гривой!

Сцена 3

(Дед выходит со стулом, садится, в валенках, снимает один, подшивает валенок (игла в рубашке) в шапке ушанке. Выходит бабушка с горшком).

Бабушка: Ты погляди, дед, с таких малых лет ужо мошенничает! Подходит в городе культурная дамочка такая, в шляпке... Говорит: “Я у вас эти вот ягодки все куплю” Ягодки - то, говорю, сиротинка горемышный собирал...” А там-то - трава!

(выходит Витя - плачет)

Бабушка: А... явился!

(Плачет Витя. Дедушка одевает валенок).

Дедушка: Ну что ты, что ты! (Вытирает слезы Вите) Проси прощения! Ступай, ступай! (выталкивает вперед)

Витя (выходя вперед плача): Я больше... Я больше... Я больше...

Бабушка: Че потом из тебя будет? Карпоржанец будет! Вечный арестант будет! Я вот еще левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!

Витя: Я больше... Я больше... Бабушка: Ладно уж, садись трескать.

(Витя утирается, всхлипывает, садится за стол, берет хлеб из хлебницы. Бабушка стирает со стола, Витя ест хлеб)

Бабушка: Ишь ведь какой смирненький! Ишь ведь какой тихонький! И молочка не попросит!

(Витя плачет)

Дедушка: Терпи! (мигает!)

(Витя плачет)

Бабушка: А ну, не реви!

(Витя вытирает слезы. Бабушка достает из кармана коня, ставит)

Витя: Ах!!!

Бабушка: Бери, бери, чего смотришь? Гляди, зато еще когда обманешь бабушку...

Витя: бабушка, спасибо!!! (обнимает)

Учитель:

Мало кому известно, что В.П. Астафьев не только писал прозаические произведения, но и писал стихи. На его стихотворение “Ах, осень, осень” сочинен романс композитором Пороцким. (исполняется романс)

Вся жизнь, все творчество Виктора Петровича Астафьева были посвящены нашему простому народу, и мы гордимся, что Виктор Петрович – наш земляк, талантливый, не умирающий никогда писатель.

Заканчивается словами Александра Твардовского:

- Нет, жизнь меня не обидела,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было в дорогу
- света и тепла