Практикум-соревнование "Могучий русский язык"

Разделы: Внеклассная работа


Мероприятие предусматривает повторение и закрепление знаний по следующим разделам русского языка: “Орфоэпия”, “Словообразование”, “Лексика”. Это мероприятие стимулирует интерес к изучению и повторению тем и к предмету в целом; активизирует взаимодействие между учащимися, развивает навыки работы в группах; стимулирует творческое и логическое мышление, музыкальное сопровождение способствует активизации чувств, улучшает атмосферу мероприятия, повышает интерес обучающихся к русскому языку, оказывает педагогическое воздействие, которое проявляется в желании правильно отвечать на вопросы.

Определяются три группы.

а) Каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению на 5 минут по вопросам из истории риторики:

  1. Древняя Греция и современный русский язык.
  2. Что такое риторика?
  3. Значение русского языка в Татарстане.

б) Параллельно обучающиеся самостоятельно упражняются в произношении слов, скороговорок, чтении стихотворений.

в) Для проведения практикума-соревнования приглашаются жюри.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущего.

С русскими мы в веках породнились,
Словарем, языком обменялись.
Одни песни у нас родились,
И события одни воспевались. (Г. Тукай.)

Язык - одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Слово - единство отвлеченных и конкретных, общих и индивидуальных, нейтральных и эмоционально окрашенных значений, и его нельзя заменить никакой вещью!

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как Космос, Вселенная.

Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

Мы можем беседовать друг с другом и о наших самых будничных делах, хорошо известных нам, и о далеких странах, в которых никогда не бывали, и на самые отвлеченные темы.

2. Представление жюри, гостей.

3. Выступление команд (эмблема, визитка, название, девиз).

4. Выступление каждой команды по теоретическому вопросу, подготовленному заранее. (Критерии оценок: раскрытие содержания темы, яркость и доступность речи, оригинальность преподнесения материала. Максимальный балл - 10.)

5. От каждой команды выходят по одному представителю и готовят выступление на тему: “Я и мой город”. В течении 10 минут представитель от каждой команды готовит выступление (на 1 минуту) на тему: “Я и мой город”. Критерии те же. Максимальный балл – 5)

6. Командам предлагается правильно поставить ударение в словах на карточках.

Алфавит, партер, положил, шофер, документ, пуловер, намерения, мизер, красивее, километр, корысть, сессия, соболезнование, пролог, сирота, эпилог.

(Каждое правильно поставленное ударение в слове оценивается в 1 балла)

7. Отчетливо выговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью речи, повторите по три раза скороговорки. Представители от каждой команды вытягивают скороговорку по очереди.

Мама мыла Милу с мылом.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

(Критерии оценки: быстрота, четкость и правильность произношения. Максимальный балл - 5.)

8. Заслушиваются выступления по теме: “Я и мой город”.

9. Прочитать стихотворение (по очереди каждое четверостишие или по строчке - каждый член команды).

10. Подведение итогов. Награждение победителей.