Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

Обучающие:

– обобщение знаний по теме “Подвиг народа в ВОВ”;

– показать роль женщины в войне;

– познакомить учащихся с судьбами и деятельностью женщин, внесших вклад в победу.

Развивающие:

– формирование навыков сопоставления и сравнения, выделение главного в материале;

– совершенствовать коммуникативные умения: грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; давать ответы.

Воспитательные:

– формирование гармонически развитой личности, гражданина и патриота;

– формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия; гордости за своих соотечественников и их мужество.

Оборудование:

1. Фонограмма “Навечно в памяти” (минута молчания).

2. Фонограмма “Священная война”.

3. Книжная выставка.

В огне рожденное слово.
“Женское лицо” войны народной,
войны священной.
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней.
В родных краях иль на чужой сторонке.
А. Твардовский

Воспаленной губой припади и попей
Из реки по имени факт…
В. Маяковский

ХОД УРОКА

1-я страница

1941–1945.
“Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой…”

Звучит фонограмма с минутой молчания.

Под затухающие звуки Кремлевских курантов учитель истории начинает вступительное слово по теме “Подвиг советского народа в ВОВ”.

- Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов Советского союза. На нашу страну обрушилась хорошо отлаженная военно-экономическая машина гитлеровской Германии. Идеология гитлеризма представляла смертельную угрозу для всех народов нашей страны, для всего человечества. Народы СССР внесли решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спасли мир от угрозы тотального порабощения.

Парадокс истории состоял в том, что народ вступивший в борьбу с бесчеловечным, агрессивным гитлеризмом, сам жил в условиях, приносившего страдания миллионам людей. Но выбор, который был сделан народом в июне 1941 года был выбором не в защиту сталинского режима. Это был выбор в защиту независимости Родины.

Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившая страну. Именно народ выдвинул плеяду прославленных маршалов, командиров, за которым шел в бой и побеждает врага на полях сражений.

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла особую роль. Все лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать свое место в общем строю.

Звучит фонограмма с песней “Священная война”.

2-я страница

“Женское лицо” войны священной.

Под стухающие аккорды “Священной войны” вступает в разговор учитель литературы:

– Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесенную на алтарь победы. Низкий наш поклон женщине державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами. Сегодня мы будем говорить о женщинах, которые наравне с мужчинами добывали победу. Ведь на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасла, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”. Бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”. Женщина убивала, она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

– Вспомните, пожалуйста, ребята, какие книги вы читали, какие кинофильмы видели об участии советских женщин в войне 1941–1945 годов.

Ответы учащихся.

В классе ведущие, чтецы.

1 ведущий:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

2 ведущий: “Не женская это доля, убивать”, – скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: “Я, Софья Кунцева, пришла в Берлин, чтобы убить войну”.

1 ведущий: Среди женщин фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты, десантницы, шоферы, пекари, повара, партизанки и подпольщицы.

2 ведущий: Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, водители тяжелых танков, а в пехоте- командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова “танкист”, “пехотинец”, “автоматчик” нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

1 чтец:

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

1 ведущий: Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало на войне.

Сегодня мы знакомим вас с героинями повести Св. Алексеевич “У войны – не женское лицо” и лирической героиней стихов Ю.Друниной.

2 ведущий: Рассказывает биографию Ю.В.Друниной.

3 ведущий: Итак, перед вами предстанут не вымышленные герои, а настоящие участники Великой и страшной войны. И они расскажут о себе.

Тот же двор,
Та же дверь,
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом.
Та же самая тетя Лена
Суетится возле пальто.

В класс вошла,
За парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
X+Y=Z

Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.

Звучит мелодия “До свидания, мальчики”.

3-я страница

“У войны не женское лицо”

Ведущий: Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева.

“Девятого июня 41 года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война. В сорок втором году добровольно пошла, работать в госпиталь. Это был очень большой фронтовой госпиталь. Бои шли тогда жестокие, раненых было очень много. Меня поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро, и надо подать завтрак, а мы ещё раздаём ужин. Через несколько месяцев ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. Двадцать месяцев меня никто не подменял. Левая нога, опухшая до колена, забинтована. Сейчас всё восстановлено, всё утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня и Сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала.”

Чтец:

Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, смерть…
Только б дотащили до санбата!
Не терять сознание! Не сметь!

А с носилок свешивались косы-
Для чего их, дура, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла…

Ничего! Мне только восемнадцать.
Я ещё не кончила войну.
Мне ещё к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну!

Ведущий: Рассказывает Мария Петровна Смирнова, награждённая высшим знаком Международного Красного Креста.

“Родилась и выросла в Одесской области. В 41-м году окончила 10-й класс. Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат – отправили домой. Ещё дважды ходила туда и получила отказ. На фронт ушла без всякой повестки.

Когда впервые увидела раненного, упала в обморок. Потом привыкла.… Через 10 дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязала сама. 25 декабря 1942 года наша дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду, немцы решили её во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад, на ничейной земле остался раненный лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли 2 овчарки санитарки (я их тогда впервые увидела), но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, встала во весь рост, сначала тихо, а потом всё громче запела нашу любимую довоенную песню “Я на подвиг тебя провожала”. Умолкло всё с обоих сторон и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки–волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: “только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют”. Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших. Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон.”

Чтец:

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять.
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодец сестра!” –
Крикнут мне товарищи в награду.

Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя –
Старшина, родная, как я рад,
Что опять осталась ты живою!

Ведущий: Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Она вспоминает:

“Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут – и атака. Тебя начинает трясти… но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь тебе страшно. Только тогда до сознания доходит, что тебя могло убить.”

Ведущий: Трудно вспоминать о пережитом на фронте. Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для своей книги, встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет:

“Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь что уйдешь, а они будут пить успокоительное”.

Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их неженской, нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: “Каким же надо быть, чтобы все это вынести?”

И всё же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей и дочерей.”

Чтец:

Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: “Не могу!”

Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет …
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет).

Отлежишься. Обдует ветром.
Станет легче дышать чуть – чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани –
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасешь.

Он вернется из лазарета,
Снова ты обманула смерть.
И одно лишь сознанье это
Всю – то жизнь тебя будет греть.

Учитель истории:

– Сейчас вы познакомились с творчеством поэтессы – фронтовички Ю. Друниной и героинями повести С. Алексиевич, а что вы ещё можете добавить о развитии культуры в годы войны.

Работа с классом: ответы учащихся.

– Лучшие образцы культуры ясно показывают, что сознание народа в годы войны начало избавляться от гнетущей казенной пропаганды, что в войне побеждает человек, самостоятельно мыслящий, человек независимых суждений, поступков. Конечно цена Победы неизмеримо больше, горше судеб этих женщин. Советский Союз одержал победу, но какой ценой.

4-я страница

“Цена Победы”

Звучит песня “Мы за ценой не постоим”.

Работа с документом: “Цена победы”.

Документ расположен на доске, все цифры записываются учащимися в тетради.

Цена войны

По официальным сообщениям СССР,
на его территории было разрушено и уничтожено

1700 городов
70000 селений
31 135 фабрик и заводов
1975 церквей и часовен
1135 шахт и угольных копей
99 876 совхозов и колхозов
44 000 библиотек и театров
84 000 школ и лечебниц
186 000 тракторов и комбайнов
64 000 км железнодорожного полотна
144 000 км телеграфной линии
48 % электроэнергии
74 % железа
55 % стали
7 000 000 лошадей
57 000 000 голов крупного и мелкого скота
25 000 000 людей осталось без крова

Потери населения СССР
за время второй мировой войны

И.Сталин заявил, что они равнялись 7 млн.

Н. Хрущев говорил о 20 миллионах погибших.

В докладе М.Горбачева в мае 1990 года прозвучало: “Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей”.

Однако есть основания считать, что они были значительно большими.

К началу войны население ССР составило 197 100 000 человек.

Естественный прирост населения за 1941–1945 гг. 15 400 000 человек

К 1946 году население СССР должно было равняться 212 500 000 человек.

Однако в это время оно равнялось лишь 168 500 000 человек.

Следовательно, потери населения за время войны 44 000 000 человек.

– Последствия войны еще долго будут отзываться в сердцах настоящих и будущих околений. Конечно с годами возможна переоценка тех или иных событий войны, уточнение числа потерь, материальных затрат, но никогда нельзя допускать упрощенного взгляда на итоги кровавой битвы, девальвации подвига советского народа, вынесшего все тяжелейшие испытания войной.

Подведение итогов урока