Творческая мастерская по литературе

Разделы: Литература


Цель:

1. Воспитание нравственности с помощью определения проблемы, поставленной в стихотворении.

Некрасивая девочка
(часть 1)

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едвали можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.

Н. Заболоцкий – поэт яркого таланта. Свои стихи он посвятил родной природе и самому высокому творению природы – человеку.

Мы познакомимся с его стихотворением "Некрасивая девочка". (Читается 1 часть стихотворения, восприятие на слух.)

Напишите слова, с помощью которых можно описать портрет девочки. (Грубые черты, рот очень длинный, похожа на лягушонка, кривые зубы, кривые ноги)

Прочитайте друг другу то, что у вас получилось. Допишите понравившиеся слова.

Выдаётся 1 часть текста. Прочитайте самостоятельно. Напишите, какие чувства у вас возникают к девочке и к этой сцене. (Написать предлагается на левой половине листа).

Идёт очень важный процесс: индивидуальное прочтение, понимание, определение своего отношения без вмешательства извне, ребёнок весь погружён внутрь себя.

Прочитайте друг другу то, что у вас получилось, и допишите понравившееся.

Прочитайте написанное вами.

Запись на доске:

Моё отношение, понимание:

Не завидует
Рада чужому счастью
Несчастная
Жаль её
Бедная
Никому не нужна
Нравится за доброе сердце

Такой видится девочка вам.

Читается учителем 2 часть стихотворения. Напишите слова, которые характеризуют отношение автора к девочке. Запишите их на второй, правой, половине листа, озаглавив "Автор".

Раздаётся 2 часть стихотворения. Прочтите самостоятельно. Отберите слова, наиболее ярко, на ваш взгляд, передающие авторское отношение. Прочитайте то, что у вас получилось.

Запись на доске:

Ни тени зависти, ни умысла худого
Бедная дурнушка!
Верить хочется, что сердце не игрушка.
Сломать его едва ли можно вдруг!
Чистый этот пламень…
Всю боль переболит
Младенческая грация души
Что есть красота?
Сосуд пустой?
Огонь в сосуде?

Сравните чувства, размышления автора с вашими. Что совпало? Что обнаружили нового, не замеченного нами? Чему удивились? Запишите.

Автор увидел замечательные внутренние качества девочки.

Девочка радуется жизни, воспринимает её восторженно.

Не мыслит о худом, не завидует друзьям.

Её душа красива. Автор называет это "грацией души".

Автор хочет верить, что девочка справится с горьким открытием, когда вырастет. Он пишет: "…чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один преболит и перетопит самый тяжкий камень!".

На чём основана вера автора в то, что девочка справится с неприятным открытием? (На том, что он разглядел в ней красоту души.)

Почему автор видит в данной ситуации гораздо больше, чем мы? (Он имеет жизненный опыт, благодаря которому глубже проникает в суть ситуации, открывает то, что скрыто от нас.)

Прочитайте последние четыре строчки. Подумайте, в чём их особенность, о чём они? (Автор ставит вопрос перед читателями и не даёт ответа.)

Возьмите чистый лист бумаги и ответьте на вопрос: " Что есть красота? Сосуд пустой или огонь, мерцающий в сосуде?"

Напишите то, что вам хочется высказать, выразить в связи с темой сегодняшнего разговора. Работа может иметь заголовок, название. Им может быть любое слово, словосочетание из стихотворения. (Эта творческая работа и стала рефлексией на мастерскую.)