Тема урока: "Квадратные уравнения". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Урок планирования логически следует из типологии уроков системы РО Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, хотя он представляет интерес и для учителей, работающих в любой системе обучения. В практике многих учителей такой тип урока отсутствует.

При разработке урока планирования по теме “Квадратные уравнения” опирались на статью Т.П. Григорьевой и Н.А. Серовой “Урок планирования: цели, структура, примеры”. [6, с.31]

Тема урока: Квадратные уравнения.

Тип урока: урок постановки учебной задачи и планирования её решения.

Учебная задача: спроектировать способ изучения предстоящей темы “Квадратные уравнения” совместно с учениками.

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

Цели:

  • актуализировать субъективный опыт учеников, непосредственно связанных с новой темой;
  • формировать у каждого учащегося личную потребность в изучении новой темы путём создания “ситуации интеллектуального конфликта” между имеющимся субъектным опытом ученика и отсутствием у него определённых знаний;
  • выделить учебную задачу, которую необходимо решить для того, чтобы выйти из создавшейся “ситуации интеллектуального конфликта”.

Учитель предлагает учащимся выполнить следующие задачи:

Задача 1.

Одна сторона прямоугольника больше другой на 2 см, а периметр равен 28 см. Найти стороны прямоугольника.

Решение.

х см – ширина

(х+2)см – длина

(х+х+2)–2=28

2х+2=28:2

2х+2=14

2х=12

х=6

6 см – ширина

6+2=8(см) – длина

Ответ: 6 см и 8 см.

Задача 2.

Одна сторона прямоугольника больше другой на 2 см, а площадь равна 15 см2. Найти стороны прямоугольника.

Решение.

х см — ширина

(х+2)см – длина

х-(х+2)=15

х2+2х=15

?

Учащиеся останавливаются на данном шаге. Не могут решить уравнение.

– Ребята! Давайте сравним эти задачи.

(В обеих задачах нужно найти стороны прямоугольника. Данные задачи решаются с помощью уравнения. Но в первой задаче получается уравнение, сводящееся к линейному, которое мы можем решить, а во второй задаче - уравнение, которое мы не умеем решать).

– В связи с этим, какая задача возникает перед нами? (Найти способ решения данных уравнений и выяснить, что это за уравнение).

– Как мы будем её решать?

Ученики осознают, что это достаточно трудный вопрос, поэтому учитель предлагает вернуться к ранее изученной теме “Уравнения” и проанализировать способ изучения линейных уравнений. Этот опыт пригодится для дальнейшей работы.

– Сформулируйте определение уравнения. Что значит “решить уравнение”? Что такое “корень уравнения”?

Учащиеся дают ответы на данные вопросы.

– Назовите общий вид линейного уравнения

(ах=в, где а0).

– Назовите основные свойства уравнений.

1. Любой член уравнения можно перенести из одной стороны в другую, изменив его знак на противоположный.

2. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то де число, не равное нулю.

– На каких свойствах верных равенств основаны свойства уравнений.

1. Если к обеим частям верного равенства прибавить одно и то же число или из обеих частей верного равенства вычесть одно и то же число, то получится верное равенство.

2. Если обе части верного равенства умножить или разделить на одно и то же не равное нулю число, то получится верное равенство.

– Вспомните способ решения уравнений, сводящихся к линейным.

1. Перенос членов, содержащих неизвестное, в одну часть, а членов, не содержащих неизвестного, в другую, (свойство 1).

2. Приведение подобных членов.

3. Деление обеих частей уравнения их коэффициент при неизвестном, если он не равен нулю, (свойство 2).

После проделанной работы учитель предлагает учащимся объединиться в группы и осмыслить последовательность этапов изучения вопроса о линейных уравнениях. Затем результаты работы групп обсуждаются. В итоге получается следующая схема.

– Ребята! Мы проанализировали последовательность изучения темы: линейные уравнения. Теперь возвращаемся к учебной задаче: найти способ решения неизвестных нам уравнений. Ваш первый шаг в этом направлении?

1. Вначале нужно дать название этим уравнениям.

Учитель обращает внимание учащихся на степень полученного многочлена. Отсюда ученики без затруднений дают название неизвестному уравнению - квадратное уравнение и конкретизирует учебную задачу: мы будем изучать квадратные уравнения. Фиксируем в тетради тему “Квадратные уравнения”.

II. Содержательная часть. (Операционно-исполнительная часть).

Цели:

  • разработать модель решения учебной задачи, состоящую, в свою очередь, из системы других, менее общих, но соответствующих первой учебной задаче;
  • выделить и письменно зафиксировать способ изучения новой темы;
  • договориться с учащимися о ходе решения частных задач (какие учебные задачи будем решать совместно, какие в группах, какие самостоятельно и т.д.).

Возвращаемся к учебной задаче. Теперь ребята перечисляют аналогичные вопросы, которые необходимо обсудить на последующих уроках.

(На сегодняшнем уроке мы дали название неизвестному уравнению – квадратное уравнение. Далее нам необходимо выяснить их общий вид, рассмотреть частные случаи, которые могут наблюдаться; выделить общий способ решения таких уравнений, выяснить новые задачи и упражнения, которые решаются с помощью квадратных уравнений; рассмотреть решение квадратных уравнений с модулем).

В ходе обсуждения постепенно вырисовывается схема изучения новой темы (“Квадратные уравнения”), в общих чертах аналогичная схеме изучения темы о линейных уравнениях. Высказываем предположение о том, что это примерная схема, следовательно, она будет уточняться, корректироваться по ходу изучения, так как квадратные уравнения имеют по-видимому, свои отличительные свойства.

– Ребята! Встречались ли вы раньше с квадратными уравнениями? Если да, то приведите примеры.

(х·х=25 или х2=25 – встречались в 6 классе; х·(х–3)=0 или х2–Зх=0) Можете ли вы решить такие уравнения?

2=25 х·(х–3)=0

х1=5 х2=-5 х1=0 или х–3=0

х2=3)

– Есть ли отличия приведённых вами уравнений от полученного в начале урока уравнения?

(Конечно. То более полное, это – неполные квадратные уравнения, скорее всего, частные случаи.)

Вы правы. В первом случае мы имеем полное квадратное уравнение. Ваши примеры неполных квадратных уравнений. Такие уравнения мы умеем решать, как показывает опыт.

III. Рефлексивно-оценочная часть.

Цели:

  • сравнить полученные результаты с поставленными в начале урока целями путём мыслительного возвращения к выполненным действиям;
  • сформулировать тему и цели следующего урока;
  • наметить домашнее задание.

Теперь попытаемся осмыслить временный план (способ) изучения новой темы. С этой целью предлагаем учащимся ответить на вопросы:

– Каково происхождение новых уравнений?

– Почему изучение новой темы следует начать с обсуждения общего вида уравнений.

– Почему вначале нужно изучить решение частных случаев квадратных уравнений.

– Какова тема следующего урока? Оцените значимость сегодняшнего урока.

(На следующем уроке мы должны будем выяснить общий вид полных квадратных уравнений, неполных квадратных уравнений и отработать решение неполных квадратных уравнений. На сегодняшнем уроке мы получили название неизвестного нам уравнения, которое получилось при решении задачи и составили приблизительный план изучения данной темы).

Попытаемся сформулировать задание к следующему уроку.

Возможны различные варианты:

  1. Составить задачи, аналогичные 1 и 2.
  2. Привести примеры неполных квадратных уравнений (по два каждого вида) и решить их.

Урок планирования, в первую очередь, формирует у школьников смысл предстоящей деятельности, направленной на изучение новой темы. Более того, с самого первого урока начинают формироваться системные знания у ребят, а как известно, в дидактике системные знания отличаются глубиной, прочностью, осознанностью, мобильностью.

Систематическое проведение таких уроков способствует формированию действия планирования, которое носит обобщённый характер и может являться средством дальнейшей деятельности ученика как учебной, так и профессиональной.