Предания в курсе "История России VI–XVIII в."

Разделы: История и обществознание


Предания…Эта область русской устной не сказочной прозы до недавнего времени практически не была известна широкому читателю, хотя, конечно, все прекрасно знали и знают “Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина, написанную по мотивам преданий из “Повести временных лет”, или “Левшу” Н.С. Лескова, фантастическую повесть, сделанную писателем на основе устных рассказов.

Почему не знали? Ну, во-первых, потому, наверное, что эта область фольклора весьма отличается от всех других видов и жанров народного творчества. Традиционно в русской науке к фольклору относят, как правило, произведения поэтические, художественные. Ученые говорят: доминирующей, главной функцией таких произведений является эстетическая функция. Это былины, песни, пословицы и поговорки, загадки… А у преданий совершенно другие задачи. Предания создавались не для развлечения, они передавали из поколения в поколение исторический опыт, знания народа. Для молодежи предания были тем материалом, благодаря которому они познавали прошлое – своей семьи, деревни, края, страны. С помощью преданий взрослые знакомили детей с духовным опытом, накопленным многими поколениями со времен принятия восточными славянами христианства.

Предания свидетельствуют об их давнем, древнем происхождении; о них имеются сведения в древнерусской литературе времен Киевской Руси (в той же, например, уже упоминавшейся летописи “Повесть временных лет”). Естественно, возникает вопрос: насколько точно реально воссоздают они действительность? Ответ отрицательный. Если мы захотим по преданиям восстановить историю, то потерпим неудачу. Все эти виды не сказочной прозы создавались в значительной мере на основе вымысла, фантастики. Разумеется, в преданиях идет речь о действительно живущих исторических деятелях (Иван Грозный, Петр Великий, Степан Разин и др.).

Не сказочная проза давала простор свободе мысли, воображению, импровизации, собственной интерпретации событий, явлений, исторических деятелей. Это свободный полет фантазии, опирающийся, конечно же, на мировоззренческую основу.

Использование этой исторической, религиозной (а значит – и политической) народной публицистики позволит учащимся проникнуться духом изучаемой эпохи, ощущением исторического времени. Если предания рассматриваются методически грамотно, это дает учащимся массу фактического материала, простор для формирования самостоятельных выводов. Для учителя это широкое поле деятельности, позволяющее оживить, “персонифицировать” учебный процесс.

К уроку “Церковный раскол XVII века” дается опережающее задание – подготовить сообщение о патриархе Никоне (“История России и ее ближайщих соседей”. Энциклопедия для детей. Том 5, часть I. Москва, “Аванта плюс” , 1995 г. стр. 459–462) и о главном оппоненте Никона, протопопе Аввакуме (учебник “История России XVII–XVIII вв. Действующие лица” стр. 98–99, характеристика дается по “Курсу русской истории” В.О. Ключевского). Заслушав сообщения, предлагаем ознакомиться с двумя преданиями “Аввакум – проповедник веры” и “Сожжение протопопа Аввакума” (см. Приложение).

Вопросы и задания:

– Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

– Что для вас было новым из прочитанного?

– Что преобладает в приведенных текстах: исторические свидетельства или художественные домыслы?

Возьмем другой пример. Учебник “История России XVII–XVIII вв.” Т.В. Черникова §6 “Второе ополчение. Конец смуты” П.1 “Формирование второго ополчения” можно дополнить преданием “Нижегородское ополчение” (см. Приложение).

Первый вариант: после прочтения предания предложить ребятам следующие вопросы:

– Какой враг хозяйничал на землях наших предков?

– Объясните выражение: “Пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?”

– Дайте характеристику К. Минину.

Второй вариант. Работа по группам. Одна группа читает учебник §6 “Второе ополчение. Конец смуты” П.1 “Формирование второго ополчения”, вторая изучает “Нижегородское ополчение”, третья работает с текстом “Организация второго ополчения и освобождение Москвы 1612 г.” (“Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней” Орлов А.С. и др., г. Москва, 1999 г. стр. 142–143). После изучения преданий предложить ребятам ответить на следующие вопросы:

– Что нового Вы узнали из этих источников?

– Дайте характеристики К. Минину и Д. Пожарскому.

– Где находиться памятник Минину и Пожарскому, скульптора И.П. Мартоса?

Дополнительный материал для учителя:

Сбор средств начался с добровольных пожертвований. Распространенная версия гласит, будто староста не только отдал все деньги, но и снял золотые оклады с икон и принес драгоценности жены Татьяны. Р.Г.Скрынников считает, однако, этот рассказ позднейшей легендой. Более ранние источники свидетельствуют о том, что Кузьма пожертвовал в казну две трети своего имущества, а есть сведения, что его личный вклад составил треть. В любом случае жертва была значительна, но еще важнее оказались распорядительность и практическая сметка Минина, позволившие быстро собрать чрезвычайный военный налог, вооружить горожан и запасти необходимое продовольствие.

Ранение в голову привело к тому, что князь Дмитрий Пожарский заболел “черным недугом”, как называли тогда эпилепсию. “Многожды” слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании стать главным воеводой не позволяет этикет. Было, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского “мира”. Кузьма Минин лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык.

На уроке посвященном русской культуре в XVII веке изучая архитектуру, разбираем архитектурный стиль “нарышкинское” или “московское” барокко. Задание: прочитать учебник “История России XVII–XVIII вв.” Т.В. Черникова стр.89 и дать определение новому стилю, записав его в тетрадь. Учитель может продиктовать определение: барокко русское – условный термин характеризующий отдельные явления архитектуры конца XVII века, в основном московский обретающий не свойственные древнерусскому зодчеству нарядность и прихотливость в обработке фасадов. (“Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре” составлен Р.П. Андреева – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2003 г.)

Задание: Прочитав предание “Строгановская церковь” (см. “Приложение”) определите архитектурный стиль, в котором была построена Рождественская церковь. Почему?

Таким образом, использование преданий на уроках истории, позволят учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю сделать свои уроки интересными и запоминающимися.

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Аввакум-проповедник веры”

Про Аввакума каждый из нас знает. Да как же про то не знать, когда он за нашу старую веру больше всех наших дедов пострадал. Он ведь наш брат по крови – сын крестьянский. Отец его, как и наши отцы, хлеборобством занимался, говорят, недалеко от Москвы жил. Отец его церковной грамоте с детства учил. Когда отец умер, то Аввакум сам дошел до всех книг и писаний. Надрался разной грамоты Аввакум и сказал мужикам:

– Вернее нашей старой мужицкой веры нет. Ей наши деды верили, и мы должны прочитать ее.

Вот наши деды и берегли ту веру, верой и правдой ей служили, за праведную веру можно хоть что сделать. Царь Алексей Михайлович злой был, с нехристями связался и от них всякое непотребство на русской земле завел. Узнал об этом Аввакум и, как верный крестьянский поп, начал против непотребства царя мужикам говорить. Кошке смех, а мышкам слезки; царю забава, а мужикам горе. Решили мужики царя не слушать. Царь о том узнал, вызвал к себе Аввакума и сказал патриарху:

– Ты, мой патриарх, посели в моем дворце протопопа Аввакума, корми его со своего стола, он и перестанет народ мутить. А то от него беда большая идет.

Все выполнил Никон, только Аввакум на своем стоял.

Тут Никон совсем рассердился и вместе с царем стал рушить старую веру. А после раскола все поругание за старую веру на голову Аввакума легло.

Сожжение протопопа Аввакума

– А вон туда, левее! За лесом площадочка есть такая, крест стоит, народ ходит молиться: Аввакумов крест.

А самого его сожгли в городке, на площади. Сделали сруб такой из дров, протопопа поставили в сруб и троих еще с ним товарищей. А протопоп предсказал это раньше, что быть мне в огне, и книги свои роздал. Народ собрался, начал молитвы творить, шапки снял…дрова подожгли – замолчали все: протопоп говорить начал и крест сложил старинный – истинный, значит:

– Вот будете этим крестом молиться – не погибнете, а забудете его – городок ваш погибнет, песком занесет, а погибнет городок – настанет и свету конец.

Один товарищ его – как огонь охватил их – крикнул, так Аввакум наклонился и сказал ему что-то такое, хорошее: старики наши не помнят. Так и сгорели. Стали пепел собирать, чтобы в реку бросить, так только и нашли от одного кости, наверно, того, который крикнул. Старухи видели, что как сруб сгорел, три голубя, снега белее, взлетели оттуда и улетели в небо…души их. А на том месте теперь, летом, песочек белый – белый, и каждый год все больше его. Раньше на этом месте крест стоял. Так начальство крест велело за город вынести, вон туда, левее…

Нижегородское ополчение.

В ту трудную для Руси пору, когда на землях предков наших хозяйничал враг, пришли в Нижний Новгород грамоты от москвичей. “Гибнет Москва, – писалось в тех посланиях, – а Москва есть основание России; не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня на чем оно будет держаться?..”

Эти пламенные слова произвели сильное влияние на умы нижегородцев. И вот собрались люди у воеводы, чтобы совет держать. Был тут и Кузьма Захарович Минин, занимавший тогда в Нижнем должность городского старосты.

А на другой день на соборной колокольне зазвонил большой колокол. Заполонил народ площади и храмы. Тут появился Минин из Спасского собора и обратился к народу со словами о помощи:

– Не пожалеем жизни нашей поможем Московскому государству! Дело великое! Мы сотворим его…

Минин не довольствовался теми словами красными. Он принес на площадь все свое богатство, деньги, украшения жены. Нижегородцы последовали примеру своего земляка, и все – богатые и бедные, старые и молодые – несли в жертву отечества кто что мог.

Когда стали решать о том, кто возглавит нижегородских ополченцев, то и Минин, и народ остановились на имени доблестного военачальника Пожарского, который в то время, после ранения под Москвой, жил в своем имении.

И вот тут одни говорят, что Пожарский охотно принял приглашение, а другие убеждают, что он заставил просить много раз и согласился только при условии, чтобы ему выбрали человека, который был бы с ним “у великого дела и выдавал бы деньги ополченцам”. Но не в этом главное! Сообщают, что Пожарский сам указал на Минина, которому “такое дело за обычай”.

Вернулись посланцы от Пожарского и сообщили о его согласии возглавить ополчение и желании иметь вместе с собой “у великого дела” Минина. Тот согласился.

Проникнутые великой идеей спасения отечества, нижегородцы составили договор, который и был отослан к Пожарскому. Ополчение в Нижнем начало готовиться к походу.

В феврале 1612 года ополчение, провожаемое огромным количеством народа, двинулось из Нижегородского кремля через Ивановские ворота…

Далее путь войска Минина и Пожарского лежал через многие города и селения – на Кострому и на Ярославль. По каким-то причинам ополченцы пробыли в Ярославле довольно долго, и только в августе они подошли к Сергиевской лавре, а через шесть дней – к Москве.

Силой народный враг был изгнан из Москвы, а потом и со всей земли русской. И здесь Нижнему Новгороду, как ни одному из городов России, выпала великая роль спасения отечества от неминуемой гибели.

Строгановская церковь

В конце XVIII века купец Григорий Строганов решил на месте старой деревянной Рождественской церкви, известной в Нижнем еще с XV столетия, построить невиданной красоты храм.

И хоть был задуман тот храм как здание невиданной красы, строили его иностранцы какие – нибудь, а русские.

Главный строитель задумал украсить новую церковь по-особому. Стены снаружи расписали по светло-малиновому фону и отделывали колоннами со множеством орнаментов.

Многоцветное здание, словно кружевное, венчалось пятью главами, из которых центральная бала в золотых звездах. На стоящей отдельно колокольне были установлены астрономические часы, которые показывали, кроме времени дня, фазы луны и времена года.

Покрытая сочными краскам, богато отделанная красивым орнаментом, с большими яркими главами, новая Рождественская церковь красовалась над Окой, точно картинка. Все – и стар и млад, и беден и богат – любовалась храмом. Нравилась церковь и самому Строганову. И вот тогда вызвал он к себе главного строителя. Вызвал и говорит:

– Хорошую, брат, церковь ты построил…

– Стараемся, Григорий Дмитриевич, – тот Строганову в ответ.

– А можешь ли ты, брат, построить лучше или хотя бы повторить где-либо подобное строение.

Строитель честно ему ответил:

– Могу.

Этого было достаточно для того, чтобы по команде Строганова слуги схватили его и тут же на глазах хозяина ослепили.

Список литературы:

1. С.В. Бушуев. “История государства Российского”. Историко-библиографические очерки XVII–XVIII века. Москва. Изд. “Книжная палата” 1994 г.;

2. И.М. Грицевский. “Работа с учебником при подготовке к уроку истории” (из опыта работы). Издательство “Просвещение”. 1987 г.;

3. Т.В. Черникова История России XVII–XVIII века. 7-й класс Издательство “Дрофа”. Москва. 2000 г.;

4. А.В. Митаев “Предания и легенды России” Москва. Русский язык. 1992 г.;

5. А.С. Орлов и др. “Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней”. Москва. Издательство “Просвещение”. 1999 г. С.142–143.