Сказка в музыке

Разделы: Музыка


Цели урока:

Обучающие:

  • закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать творческие способности и самостоятельность детей.

Воспитательные:

  • на основе эмоционального восприятия музыки Н.А. Римского-Корсакова развивать воображение детей,
  • воспитывать интерес, потребность в общении с искусством
  • развивать слушательскую культуру учащихся.

Оборудование:

  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова
  • Фонохрестоматия - Три чуда (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакого - Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь).
  • Пушкин “Сказка о царе Салтане” (с иллюстрациями)
  • Репродукция Врубеля “Царевна-Лебедь”
  • Театр теней (фигурки богатырей, белки, лебедя, царевны)

Тип урока: урок-закрепление.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока.

Дети входят в класс “” и поют музыкальное приветствие “Добрый день”.

Учитель:

- Вы любите сказки? А что такое сказка?

(Справка для учителя: “Сказка - фольклорный жанр, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел” // Энциклопедический словарь В.Даля)

- Кто их сочиняет?

а) народ – народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба”; датские “Свинопас”, “Русалочка”;

б) писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев;

в) поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов.

- Где можно услышать (увидеть) сказку?

Устный рассказ, прочитать в книге, увидеть спектакль, мультфильм, фильм-сказку; музыкальный спектакль (балет Чайковский “Щелкунчик”, Р. Щедрин “Конек-Горбунок”, опера “Сказка о царе Салтане”, “Садко””, “Кощей бессмертный” - Н.А. Римский-Корсаков, симфоническая сказка “Петя и волк” С. Прокофьев; картины художников – Васнецов “Три богатыря”, “Иван царевич на сером волке”, “Аленушка”и др.).

- А песни бывают со сказочным содержанием? Какие вы пели на уроках музыки? (Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”, А. Филиппенко “Веселый музыкант”)

- Что их объединяет? – нереальность ситуации, вымысел, фантастические образы.

Исполнение песни Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.

- Ребята, какая сказка легла в основу оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”? (произведение А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

- Давайте вспомним музыку из этой оперы.

Задание: определить, в каком музыкальном фрагменте композитор описывает каждое из чудес (предварительно учащиеся называют все три чуда – Белочка, Богатыри и Царевна-Лебедь).

Слушание.

- Вы правильно все узнали, а что вам подсказало? (музыка)

- Хорошо, а если бы музыка звучала так, вы легко справились бы с этой задачей? (Наиграть примеры на фортепиано в одном регистре и в одинаковом темпе)

- Конечно, все примеры стали одинаковые, невыразительные, становится непонятно, о чем музыка.

- Значит, что-то помогает сделать музыку неповторимой, особенной? (называют средства музыкальной выразительности). Давайте все ваши ответы приведем в систему.

Сравнить средства музыкальной выразительности и вместе с ребятами заполнить таблицу.

Название фрагмента Вок/инстр Жанровая основа Регистр Темп, динамика Тембр Ведущее средство
Белочка инструмент. танец высокий быстро

mp

флейта мелодия,

танц. ритм

Богатыри инструмент. марш низкий медленно, f струнные маршевый ритм
Лебедь инструмент. песня средний+

высокий

умеренно, mf арфа тембр,

гармония

При повторном прослушивании музыкальных фрагментов можно использовать театр теней или ритмопластику (отражать руками движение сказочных персонажей).

II. С этими средствами музыкальной выразительности мы встречаемся в каждом произведении, но каждый раз возникает самостоятельный, отличный от другого, неподражаемый музыкальный образ. Вспомните, как мы исполняли песню р.н.п. “Во саду ли, в огороде”.

Пение р.н.п. “Во саду ли...” (с танцевальными движениями и с детскими музыкальными инструментами)

- А теперь сравните песню и музыкальный отрывок из оперы. Давайте проследим ее перевоплощение. Как сказали бы ученые - метаморфозу.

(справка для учителя: метаморфоза (от греч. - превращение) - превращение, преобразование (например, головастик – лягушка, куколка - бабочка).

Слушание фрагмента “Белочка”

Вместе с учащимися анализируют изменения в музыке

Музыкальный пример Жанр Темп Регистр Исполнители
Р.н.п. “Во саду ли, в огороде”

Композиторская обр.р.н. песни

(Римский-Корсаков)

Песня + плясовая

Инстр. музыка - плясовая

Умерен.

Быстрый, отрывисто

Средний

Высокий

Человеческий голос

Оркестр, флейта

Вывод: из хороводной песня превращается в инструментальное произведение, а тембр флейты придаёт сказочный оттенок музыке.

III. Конечно, в основу этих сказочных персонажей положены реальные существа. Какие?

Белочка – животное поёт + волшебные орешки грызет
Богатыри – сильные мужчины сказочно большие, живут в океане
Царевна Лебедь - красивая женщина превращается в лебедя, умеет делать чудеса (на доске репродукция Врубеля “Царевна-Лебедь”

- А что их делает сказочными? (фантазия, вымысел, они все умеют делать то, что в обычной жизни не бывает)

- Как композитор подсказал музыкой, что действие ненастоящее, сказочное? (В музыке явно подчеркивается театральность происходящего)

Задание-подсказка перед слушанием: как начинается фрагмент и что отделяет каждый музыкальный номер от следующего.

Слушание (3)

Ответы учащихся:

  • Мы слышим музыкальные фрагменты, в которых нет чудес.
  • Звучание труб напоминает фанфары. Так делали зазывалы на театральное представление. (учитель подсказывает: это словно имитация кукольного балагана, когда за закрытым занавесом происходит смена декораций).

Итог урока; сказка может быть рассказана средствами музыки без помощи слов. Все слова и зрительные образы (то, что из области драматического театра) заменяют средства музыкальной выразительности (тембр, темп, гармония, регистр, ритм и, конечно, мелодия). Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.

Дополнительный вопрос:

– Какой знаменитый инструментальный номер из этой оперы, который стал самостоятельным произведением, вы знаете? (“Полет шмеля”) - слушание

- Ребята, не забывайте, что эта музыка из оперы. А в опере происходит действие, есть костюмы, декорации. Попробуйте себя в роли режиссеров, декораторов, художников по костюмам.

Творческие задания (на выбор):

  • нарисовать декорации, костюмы, портреты, иллюстрации к данному фрагменту оперы Римского-Корсакова (впечатления после слушания музыки);
  • инсценировать любой из этих фрагментов.