Урок алгебры в 11-м классе по теме: "Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства"

Разделы: Математика


Тип урока: урок повторения и обобщения

Цели урока

  • образовательные
    • обеспечить в ходе урока закрепление ранее усвоенного понятия показательной функции;
    • углубить и повторить ранее полученные знания свойств показательной функции;
    • осуществить закрепление ранее сформированных навыков решения показательных уравнений и неравенств;
    • осуществить контроль и самоконтроль знаний и коррекцию.
  • воспитательные
    • воспитывать навыки культуры труда;
    • в целях профориентации знакомить учащихся с уровнем заданий по математике на вступительных экзаменах в вузы;
    • воспитывать эстетический вкус;
    • развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля.
  • развивающие
    • развивать логическое мышление;
    • вырабатывать умение классифицировать и обобщать.

    План урока

  • Проверка домашнего задания.
  • Тест по повторению определения и свойств показательной функции.
  • Проверка и оценивание теста, коррекция знания определения и свойств показательной функции.
  • Повторение знаний, умений и навыков, необходимых для решения показательных уравнений и неравенств.
  • Зачет по решению показательных уравнений и неравенств в программно-методическом комплексе “Школьный мониторинг” издательства “Интерактивная линия”.
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.
  • Оборудование:

  • мультимедиа проектор;
  • компьютеры;
  • магнитная доска и магниты;
  • бланки к тесту;
  • карточки с дополнительными заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с сообщением темы, целей и плана урока.

2. Проверка домашнего задания.

Анализ сданных обобщающих конспектов по теме в виде рефератов, таблиц, видеоклипов. Демонстрация лучших работ. Все работы вывешены на магнитной доске.

3. Тест по повторению определения и свойств показательной функции

Класс ________ Фамилия ___________________

 

Условие

ответы проверка
1   Какие из перечисленных ниже функций являются показательными  
  а

у=2х

   
  б

у=х2

   
  в

у =

   
  г

у=()

   
  д

у=5х

   
  е

у=х -1

   
  ж

   
  з

у=10

   
2   Какие из перечисленных показательных функций являются возрастающими ( в ), а какие убывающими ( у )  
  а

у=(7,2)х

   
  б

у=

   
  в

у=()х

   
  г

   
  д

у=

   
  е

у=64

   
  ж

у=(tg45°)-2x

   
3   Найдите область определения функции  
  а

У=

   
  б

у=

   
  в

у=2

   
  г

у=3ctgx

   
4  

Дана функция у= и значения х, равные 2; 4; -6; -0,125; 0,04; 7; -. Выберите те значения х, при которых верно неравенство >1

   
5   Дана функция у= и значения х, равные -3; 4; 6; -0,08; 0,4; 7; -. Выберите те значения х, при которых верно неравенство < 1.    

Количество верных ответов ____ из 21.

Оценка ____.

Критерии оценок:

14-17 верных – “3”.

18-20 верных – “4”.

21 верных – “5”.

4. Проверка теста.

Фронтальная – ученики по порядку называют вопрос и дают на него ответ с обоснованием. Одновременно с этим правильные ответы отражаются на экране с помощью проектора в презентации урока (Приложение 1). Во время проверки ученики корректируют свои знания по этой теме. По окончании проверки каждый выставляет себе оценку по данным критериям и сдает бланк учителю.

5. Повторение знаний, умений и навыков, необходимых для решения показательных уравнений и неравенств.

Составление схемы “слагаемых успеха”, которая постепенно формируется на экране. (Приложение 1)

6. Зачет по решению показательных уравнений и неравенств.

Зачет проходит в программно-методическом комплексе “Школьный мониторинг” издательства “Интерактивная линия” (рассчитан на 25 мин). Проводится на компьютерах. Каждый ученик решает свой вариант, вводит ответы, и сразу же по окончании получает оценку и может посмотреть свои ошибки.

Пример одного из вариантов

  1. Реши те уравнение: .
  2. Решите уравнение:.
  3. Решите уравнение: .
  4. Решите неравенство: .
  5. Решите систему уравнений:
  6. Решите систему неравенств:

Если на этом этапе ученик справился с заданиями быстро, он может решить дополнительные задания по карточке из демонстрационного варианта ЕГЭ 2007 г. и из сборника задач для поступающих в вузы под редакцией Сканави.

1. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г.

Решите систему уравнений:

из сборника для поступающих в вузы под редакцией Сканави.

2. Решите уравнение.

3. Решите уравнение .

4. Решите неравенство:

7. Подведение итогов.

Проверка готовности к контрольной работе.

8. Домашнее задание.

Выполнить работу над ошибками по зачетной работе и дополнительные задания по карточке.

Список литературы

1. Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина М.С. “Устные упражнения по алгебре и началам анализа”, Москва, “Просвещение” 1989 г.

2. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. В 2-х книгах. Книга 1. Алгебра. Под редакцией М.И. Сканави, Москва, 1996 г.