Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у Велюрки"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство детей с особенностями жизни и быта народов Севера на основе книги М. Пляцковского "Елка бегает по тундре"
  2. Прививание любви, бережного отношения к природе севера, её суровой красоте. Развитие интереса к необычной жизни местных жителей, их обычаев, образу жизни, фольклору.
  3. Развивитие желания читать детские книги по северной тематике.
  4. Побуждение желания участвовать в школьных мероприятиях.

Предварительная работа:

  1. Изготовление костюмов к мероприятию, увеличение иллюстраций (размер – лист ватмана-А2.
  2. Разучивание песен "Тундра", "Морошка".

(Музыкально-литературная композиция по книге М. Пляцковского "Елка бегает по тундре".

Звучит музыка из репертуара долганского ансамбля"Хейро", на сцену выходит Ведущая.

Вед. – Дорогие ребята! Сегодня мы хотим познакомить вас с одной интересной книгой. Это книга для детей. Она называется "Елка бегает по тундре". Как вы думаете, елка может бегать? (ответы) Верно! Елки бегать не могут и тем не менее книжка так называется, а почему, вы узнаете, когда посмотрите наше выступление. Книгу эту написал известный детский поэт и писатель Михаил Пляцковский. Однажды он побывал на севере, познакомился с местными жителями и все свои впечатления описал в этой книге. Итак, глава первая знакомит нас с Севером.

Вед.

Кто из вас бывал на Севере? Что известно вам о нем?
На далеком белом Севере даже ночь бывает днем!
Север – это звон упряжек. И под снегом мерзлый мох.
Север – это край, где пляшет над ярангами дымок.
Север – это в небе синем тарахтящий вертолет.
Север – это крик гусиный, это - вьюга, это – лед.
Приглашаю вас в Олению, приглашаю вас в Снежинию,
В интересную Тюлению, в неизвестную Моржинию!

Но ведь мы с вами тоже на севере живем, правда? Нас можно назвать северянами. Но есть еще северяне, которые живут в тундре, ловят рыбу, пасут стада оленей, кочуют вместе с ними по тундре. Таких жителей севера называют коренными жителями. С одним из них, мальчиком по имени Велюрка вы сегодня познакомитесь.

Глава вторая, которая знакомит нас с Велюркой (выходят 4 ребенка по мере чтения, под сценой выходят дети с большими рисунками о прочитанном, выстраиваются в ряд).

1 реб.

В далеком стойбище чукотском, под хмурым и студеным небом,
Там, где пурга кружиться может почти неделю напролет,
В обычной северной яранге, засыпанной обычным снегом,
Обычный северный мальчишка в семье охотника живет.

2 реб.

Быть может, он Зимы внучонок? Быть может, он племянник Ветра?
Его морозы не пугают и никакие холода.
Когда Велюрка засыпает, для одного него, наверно,
Звенит тихонечко Нгер – нумга, звенит Полярная звезда.

3 реб.

А в Ледовитом океане плывут, поскрипывая льдины.
И умки – белые медВед.и в торосах прячут медвежат.
А у раскормленных тюленей лоснятся глянцевые спины,
Лениво целыми часами на берегу они лежат.

4 реб.

Олени ищут корм под снегом, дымясь, поземка вьется юрко,
Повсюду тундра, тундра, тундра, она без края и границ…
Живет на Севере в яранге сын Тундры – маленький Велюрка,
Приятель всех Цветов и Ягод, Хозяин Рыб, Зверей и Птиц!

Вед. – Ребята, мы недавно разучили с вами песню " Тундра". Текст этой песни тоже сочинил писатель, автор книжки " Елка бегает по тундре " Михаил Спартакович Пляцковский. Давайте споем ее.

"Тундра "муз. Т. Колерт.

Тундра, тундра, край родной,обогретый всей страной.
Всю тебя объехать трудно, обойти и вовсе трудно,

Хей-ого, хей-ого, обойти и вовсе трудно – 2 раза

Я лечу в упряжке санной, солнце гонится за мной,
Я теперь веселый самый, самый-самый озорной.

Хей-ого, хей-ого, самый-самый озорной – 2 раза

Заметает путь поземка голубым своим хвостом,
Поть-поть-поть, кричу я громко и собак гоню шестом

Хей-ого, хей-ого я собак гоню шестом – 2 раза

Пусть навстречу ветер мчится, злой и сильный, как медведь
Нартам легким, словно птица в небо хочется взлететь

Хей-ого, хей-ого, в небо хочется взлететь – 2 раза

Вед. – А в следующей главе злая пурга притворяется доброй.

(выбегает девочка в костюме пурги – длинное белое платье из белых полосок разной длины, на концах полосок голубые и синие снежинки)

Пурга

Все меня считают злою, только я ничуть не зла.
За ночь белою метлою тундру чисто подмела.
Пошумела, посвистела, погудела громко всласть.
Надоело это дело – и плясать я принялась.
Никому на целом свете не желаю я вреда.
Почему же вдруг медВед.и разбежались кто куда?
Почему моржи куда-то быстро спрятались опять?
Почему при мне реб.ята не хотят в снежки играть?
Не успею показаться – вмиг олени наутек.
Врассыпную мчатся зайцы, а зачем - и невдомек.
Ох, меня ругает каждый, видят все во мне врага.
Никогда никто не скажет: "Ты – хорошая, Пурга!"

(убегает)

Вед. – Ну вот, улетела! Унесла с собою снег и холод! А правда Вед.ь, реб.ятки, так хочется тепла, солнышка, да очень уж короткое оно, северное лето. Но зато сколько разных подарков дарит нам тундра летом и осенью, и сейчас мы вспомним теплые, погожие денечки, когда лакомились в тундре нашей знаменитой ягодкой – морошкой.

"Морошка" – песня

Есть на Севере моем ягода морошка
Вам понравится она, съешьте хоть немножко.
Ничего на всей земле нет вкусней морошки,
Мы домой всегда несем полные лукошки.

От писклявых комаров не свернем с дорожки.
Хватит мне и всем друзьям ягоды морошки.
Говорю я вам всерьез, а не понарошку
Это здорово ходить в тундру по-морощку.

Вед. – Хорошо пели, теперь можно и поиграть. А игра называется

"Северные упряжки" (игра – эстафета, 2 команды выстраиваются параллельно друг другу, по команде Вед.ущего начинают бежать по одному. Первый реб.енок из каждой команды обегает препятствие, возвращается, берется за руки с другим, вдвоем обегают препятствие, возвращаются …и т. д. Выигрывает команда, первая завершившая эстафету.)

Вед. – А теперь сядем, успокоимся, сказку посмотрим " как олень и кит силами мерялись ". Когда-то давным-давно олень и кит жили рядом, только кит в море, а олень – рядышком – на берегу. И решили они силами померяться.

Однажды в погожий безветренный день шел берегом моря рогатый олень.
Вдруг выплыл навстречу задиристый кит и голосом громким ему говорит:

(ребенок,исполняющий роль оленя – на сцене, кита – под сценой)

Кит

Эй, слушай, давай-ка займемся борьбой!
Хочу я померяться силой с тобой!

Вед. – Ответил олень:

Олень – Не боюсь я китов! Твой вызов принять хоть сейчас я готов!

Вед.

Олень свил канат, ягель в тундре собрав,
А кит свил канат из морских длинных трав.
Покрепче канаты связали они, кит крикнул оленю:

Кит – А ну-ка, тяни!

Вед. – Олень проворчал, поглядев на кита:

Олень – Смотри, чтобы канат не сорвался с хвоста!

Вед. – Нахмурился кит:

Кит – Зря волнуешься, брат. Смотри, чтоб с рогов не сорвался канат.

Вед.

Могучий олень, поднатужась чуть-чуть
Стал в тундру кита что есть силы тянуть.
А кит в свой черед поднатужась чуть-чуть
Стал в море оленя упрямо тянуть.

Хвостом по воде бьет рассерженный кит, об землю олень зло копытом стучит
Друг-другу они уступать не хотят. Но вдруг – оборвался плетеный канат.

Кит

Так вышло. И разве, друзья, мудрено,
Что плюхнулся кит, будто камень, на дно?

Олень

Рогатый олень, хоть силен был и смел,
По воздуху в тундру стрелой отлетел.
Тогда – то он там поселился. И вот
С тех пор возле моря совсем не живет.

Вед. – Вот какую сказку рассказал Велюрке его дедушка, старый охотник Тэулялькот. А еще он очень любит загадывать загадки. Хотите их послушать? Наши реб.ята их вам загадают и если будет правильный ответ, то они покажут вам отгадку. Слушайте внимательно, загадки сложные.

1 реб.

Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа, наоборот: все нам щедро отдает - тундра

2 реб.

Идет по небу бабушка, идет и горько плачет.
Эй! кто обидел бабушку? И что все это значит? (туча)

3 реб.

– В тундре зимой без нее – ни на шаг,
С места рванет – только ветер в ушах (собачья упряжка)

4 реб.

- К небу тянется, чудак - не дотянется никак (дым над ярангой)

5 реб.

Из капкана он уйдет, от аркана убежит

В тундре звездной и морозной всюду путь ему открыт (ветер)

6 реб.

Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает, просто так себе летает (снежинки)

7 реб.

Скачет по тундре то взад, то вперед,
воет, гудит и яранги трясет. (пурга)

8 реб.

Кто по снегу, по траве носит лес на голове?(олень)

(с каждой отгадкой на сцену выходят дети с увеличенной иллюстрацией отгадки)

Вед. – Молодцы, реб.ята! Все загадки отгадали! Но вот и настала пора узнать, почему книжка называется " Елка бегает по тундре " (выходят 4 реб.)

1 реб.

Кто слышал, чтоб елка фырчала сердито?
Кто видел, чтоб были у елки копыта?
Вы скажите: " Это нелепые толки,
Ну разве фырчат, разве бегают елки?

2 реб.

Минутку! Я все вам сейчас растолкую.
Поверьте, что елку я видел такую.
Глазам не поверил и сам я сначала,
Но елка по тундре бежала, бежала!..

3 реб.

Ах, это Вилюрка для малых и старых
Придумал смешной новогодний подарок.
И долго звенели средь белых снегов
Игрушки на ветках оленьих рогов!

Вед. – Теперь вы, реб.ята, знаете, почему такое интересное название у этой книжки. А если вам еще захочется узнать что-нибудь о Севере, то обращайтесь к нам, мы вам все расскажем! А сейчас мы приглашаем вас на выставку рисунков, которые нарисовали ребята нашей школы, познакомившись с этой книжкой (дети проходят на выставку рисунков, Вед.ущая выступает в роли экскурсовода. На выставке кроме рисунков висят иллюстрации с пояснениями незнакомых вещей, названий: яранга – Велюркин дом, ягель – мох, собачья упряжка, стойбище – поселок, поземка – низовой ветер со снегом)