Урок по курсу правового образования в начальной школе "Я и мой мир" по теме: "Жизнь на Земле" для 1–3-х классов

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах, охранять их.
  • Дать понятие о необходимости бережного отношения к природе, усилить впечатления учащихся об опасностях, грозящих природе.
  • Вызвать интерес учащихся к курсу “Я и мой мир”.

Оборудование:

  • Гербарий.
  • Фотографии съедобных и несъедобных грибов.
  • Фотографии и гербарные экземпляры лекарственных растений.
  • Конверт с телеграммой.
  • Плакаты в защиту природы на стенах класса.
  • Знаки охраны природы.
  • Мяч.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

- Сегодня мы отправимся в гости. Вы спрашиваете, к кому? Отгадайте!

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

- О каком богатыре идёт речь в этой загадке? (Ответы детей: о лесе).

- Чем ещё может угостить лес? (Ответы детей).

- Как же люди благодарят лес за это? Вы задумались? Значит, нам есть о чём сегодня поговорить.

3. Беседа об охране природы.

Первые люди появились на Земле 60 миллионов лет назад. Они охотились на животных, собирали травы, плоды, ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, сельского хозяйства и промышленности не было. Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда. Но время шло, человечество развивалось, использовало природу в своих целях, людей становилось больше. Нас почти 6 миллиардов. Человек стал много брать от природы. Людям нужны энергия и тепло – они сжигают нефть и газ, а в атмосферу выбрасывают облака вредных и ядовитых газов. Вредные отходы выливаются в моря и океаны, реки и озёра. А каково рыбам и водорослям? Человек нещадно вырубает лес, а лесные жители лишаются привычного дома и погибают. Далеко не всегда уничтожение человеком животных и растений вызвано суровой необходимостью человеческого существования. К сожалению, гибель многих животных и растений от рук человека ничем не оправдана. Есть люди, которые бездумно, а иногда и с удовольствием губят живое. Значит, другие люди, добрые и отзывчивые, должны защитить и животных, и растения, ведь те не могут защитить сами себя.

Давайте беречь природу! Чтобы было легче, и чтобы все знали, что можно, а чего нельзя делать, воспользуемся специальными знаками. Смотрите и попробуйте придумать им название.

(Знаки на доске, дети рассматривают, обсуждают и придумывают им названия).

Каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков растений и животных. Но некоторых ещё можно спасти. Для этого существует специальная организация во всём мире, которая защищает животных от браконьеров и хулиганов. Это ГРИНПИС (в переводе с английского – зелёный мир). У нас в стране существует Красная книга, где записаны названия животных и растений, охота на которых запрещена государством. Вся страна охраняет их. Мы с вами тоже примем в этом участие. Давайте рассмотрим некоторые листки Красной книги, выполненные вашими товарищами.

(Дети рассказывают о выбранном ими растении или животном, показывают иллюстрации, выполненные ими самими.)

Таким образом, соединив ваши работы в единое целое, мы получим нашу классную Красную книгу, которая поможет понять всем ребятам, почему не надо обижать животных и растения.

4. Физкультминутка: игра “Стихии”.

- Давайте отдохнём: поиграем и заодно вспомним, каких животных вы знаете. Ведущий кидает вам мяч, называя одну из стихий: земля, вода или воздух. Поймавший возвращает мяч ведущему, называя в ответ животное, обитающее в этой стихии.

5. “Зелёная аптека”.

- Ребята, прочитайте надпись на доске. (“Зелёная аптека”)

- Куда это мы попали? Почему так говорят? (Ответы детей).

- Поговорим о некоторых лекарственных растениях. (На доске: иллюстрации и гербарные экземпляры лекарственных растений).

  • Ты натёр ногу в пути. Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник). Посмотрите, как выглядит это растение, и запомните его. (Экземпляр из гербария).
  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох). (Экземпляр из гербария).
  • Эта трава обладает успокаивающим действием. Её очень любят… кошки! (Валериана). (Иллюстрация).
  • Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар от кашля). (Гербарий).

- Отгадайте загадки о лекарственных растениях.

Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш – сердечное средство, но его ягоды - ядовиты!)

Растёт зелёный кустик,
дотронешься – укусит.
(Крапива – кровоостанавливающее).

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка – используется противовоспалительное средство, для мягкости кожи, для осветления волос).

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Берёза – витамин С в почках, чай).

6. “Осторожно, грибы!”

- Почему такая надпись - предостережение? (Ответы детей).

- Какие правила надо помнить при сборе грибов?

  • Не собирай грибы, которые не знаешь.
  • Не собирай грибы, в съедобности которых есть сомнения.
  • Пополняй свои знания о грибах.

- Попробуй узнать грибы по загадкам, а иллюстрации на доске вам помогут.

На лесной опушке
Золотые веснушки:
Это всё сестрички –
Вкусные…” (Лисички)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпах разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это… (Сыроежки)

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой. (Подосиновик).

На поляне лесной
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нём бурый колпачок,
Колпачок на бочок.
Кто в лесу бывает –
Тот его знает. (Боровик).

- Посмотрите, сколько здесь ещё грибов! И все они красивые, наверняка вкусные! Все возьмём в корзину? (Дети: “Нет!”)

- Почему? (Среди грибов встречаются ядовитые!)

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый… (Мухомор).

- Его нужно уничтожить? (Нет.)

- Почему ядовитые грибы нельзя вытаптывать, уничтожать? (Ими лечатся животные).

7. “Почта”.

- Посмотрите, что здесь написано. Почта в лесу? Хотя, если была аптека, может быть и почта. (Стук в дверь).

- Кто это? (Голос из-за двери: “Вам телеграмма!”)

- Посмотрите, какой большой конверт! Вам интересно, что в нём? Кто хочет мне помочь прочитать телеграмму? (Выходит один ученик по желанию. Достаёт телеграмму из конверта. Читает громко вслух.).

СРОЧНАЯ ТЕЛЕГРАММА

Кому: Ребятам из 426 гимназии.

От кого:____________________

“Мы приходим на землю весной самыми первыми. Мы такие нежные, хрупкие, красивые, душистые, маленькие. Мы радуем и лечим вас и лесных жителей. А вы топчете нас, рвёте охапками, а потом выбрасываете. Пожалейте нас! И каждую весну мы будем встречать вас на лесных проталинах и обочинах дорог”.

 - Кто же прислал нам эту телеграмму? (Раннецветущие растения).

- Давайте будем бережно относится к природе, к первым цветам.

8. Подведение итогов.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!

- О чём нужно помнить в лесу?

- Как себя вести?

- Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда).

- Если в лесу вы увидели гнездо птицы. Как его сохранить? (Не подходить близко, ни в коем случае не трогать руками).

- Каковы причины лесных пожаров? (Ответы детей).

- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

- Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал своё наступление на природу. Он даже назвал себя царём природы. Но так ли это на самом деле? Человек – часть природы; обедняя её, он обедняет себя.

- Наш урок окончен. Не забудьте, находясь в лесу, помнить всё, о чём мы сегодня говорили. Расскажите родителям и друзьям. Разузнайте как можно больше о тех, кто по вине человека попал в Красную книгу. А если кто-нибудь из вас захочет, то вы можете написать письмо или сказку, представив себя на месте обиженного человеком растения или животного.