Творческий час по теме: "Дружбе этой мы не изменим". Мероприятие КИДа "Мир"

Разделы: Внеклассная работа


Мы рождены, что бы жить совместно;
Наше общество – свод из камней,
который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого.
(Сенека)

Цели:

  • познакомить учащихся с историей дружбы народов нашей республики;
  • воспитывать у детей чувство патриотизма и межнационального согласия;
  • развивать способности организации и проведения поисковой работы.

Оборудование:

  • песни о дружбе;
  • кинофрагменты “Праздник Единения”, “Орленок”, “Дети
  • Беслана”;
  • материалы прессы за прошлые годы;
  • фотографии и материалы из семейных альбомов.

Оформление:

  • плакаты:
    • “Сила народа в дружбе” (Лакская пословица);
    • “Крепче дружба – сильнее Родина”. (Аварская пословица).

(Звучит набат – начало песни “Бухенвальдский набат”, на этом фоне и слов ведущего видеокадры о Беслане)

Ведущий: В самые страшные дни, в самые горестные минуты нашей жизни мы знаем, что на помощь нам придут наши друзья и близкие. В эти ужасные сентябрьские дни все народы нашей страны старались помочь, чем могли городу Беслану. Люди сплотились перед страшной угрозой терроризма и стали как одна семья. Чувство дружбы объединило разные народы. Это единство народов не ежеминутное явление. Эта дружба имеет старые корни.

Ведущий: История дружбы народов нашей страны это большой калейдоскоп сменяющихся событий. Народы, живущие в нашей республике – это большая семья. А у каждой семьи есть своя судьба, часто запечатленная в семейном альбоме.

Давайте возьмем символический альбом дружбы народов нашей республики, который называется “Летопись братства”, и перелистывая его страницы.

Эпиграфом к нашей теме послужат две пословицы созданные нашими соседями.

История нашей маленькой Родины не мыслима без России. Поэтому, первая страничка нашего альбома рассказывает о присоединении к России.

Чтец:

Под новые стали мы знамена
Идем вперед дорогою одной.

- Откуда ты? – спросил нас поименно,

- Я из России! – скажет вам любой. (Х. Байрамукова)

Ведущий: В борьбе с агрессией крымских ханов и турецких султанов адыгские и абазинские племена искали поддержки со стороны России. Сведения об успехах русских войск в Поволжье дошли до Северного Кавказа именно в год взятия Иваном IV Казани. В ноябре 1552 года в Москву приехало первое “черкесское”, т.е. адыгское посольство.

СЦЕНКА

(На троне сидит Иван IV. Появляются три посла.)

1 посол: О, боговенчанный великий царь всея Руси Иван Васильевич. Я князь Машука Кануков.

2 посол: Я, князь Иван Алклыч Езбозлуков.

3 посол: Я, князь Танашук, просим тебя принять “черкасскую землю”, русское подданство и оборонить нас от крымского хана.

Иван IV: Я, царь всея Руси “великим жалованием своим” обещаю русскую помощь и принимаю под свою высокую руку жакеевских, темиргоевских, бессленеевских черкесов, абазин, кабардинцев.

(Послы целуют крест в руках Ивана IV)

Ведущий: Затем было посольство 1555, 1557 годов. В 1557 году Большая ногайская орда, возглавляемая Исмаилом приняла присягу русскому царю.

Чтец:

Мы, народы Отчизны любимой,
Нерушимого Отечества сыны,
Сплоченностью своей неодолимой
И волею единою сильны.
Хоть говорим на разных мы наречьях.
Но позови и прозвучит ответ.
Ведь мы родные, и дружны
Навечно,
А ничего дороже дружбы нет!

Ведущий: На территории КЧР проживает более 90 национальностей и народностей. Чтобы они проживали в мире и согласии нужно знать традиции, обычаи этих народов, лучших представителей нации. Каждая нация состоит из семей, индивидуальностей личностей. И не зная, истории своего народа и своей семьи ты не сможешь понять другие народы.

Поэтому, вторая страничка нашего альбома называется “Семейный очаг” или история семейных фотографий.

Чтец:

Как нужна человеку родная семья,
Дом с теплом бескорыстным и светом. (М. Львов)

Ведущий: (История карачаевской семьи - Байрамукова Индира)

История этой семьи очень драматична, потому что история нашей Родины была такой же. Вот одна из фотографий из семейного альбом. На ней изображена обычная семья: отец, мать и двое детей. Но место, где находится эта карачаевская семья – это место отчаяния и горя, это чужбина. Село Чалдова Киргизской ССР. Это место департации карачаевского народа.

Адрахман Сеитович Темирджанов, герой этой фотографии, закончил в 1941 году фельдшерскую школу и в июне 1941 года в 18 лет добровольцем ушел на фронт. В 1944 году после ранения поехал домой и обнаружил, что его семья и народ департированы из родных мест. Он поехал разыскивать свою семью в Среднюю Азию. Абдрахман Сеитович нашел свою мать, родных и мог остаться с ними, как представитель департированного народа. Но он не смог в такое тяжелое время оставить Родину в опасности и вернулся в часть. В 1943 году был награжден орденом “Красной Звезды”, который получал в Кремле, медалями “За Отвагу”, “За оборону Сталинграда”, участвовал в боях под Харьковом, освобождал Прибалтику. Закончил войну в Германии. В латвийском городе Всиляне есть музей, часть экспозиции которого посвящена Адрахману Сеитовичу. Он не раз сюда приезжал на встречу с однополчанами.

Чтец:

Не померкнет в памяти людской,
Подвиг победителя солдата
Кто прошел дорогой фронтовой
И высокий долг исполнил свято.

Ведущий: В 1949 году он познакомился с Сапият Али-Султановной. Сыграли свадьбу, но так как невеста была из другого населенного пункта, ее сразу после свадьбы арестовали. Абрахман Сеитович еле добился разрешения на ее освобождение и совместное проживание. У них родились двое детей, это Экан Адрахманович, который сейчас работает в Краснодарском крае директором школы и дочь Фатима Адрахмановна, преподаватель нашей школы.

Ведущий: (История русской семьи – Ляшов Дмитрий)

История моей семьи Ляшовых – это история нескольких фамилий с совершенно разной судьбой. По маминой линии представлены фамилии Воловиковых и Борисенковых. Вот фотография 1940 года. Здесь изображены мой прадедушка Воловиков Григорий и прапрабабушка Воловикова Татьяна. Мой прапрадедушка в первые дни войны оказался на передовой, но в результате окружения попал в плен, познал все ужасы фашистских застенков, а затем еще пять лет после войны, как военнопленный, провел в советских лагерях.

Но все таки, эта семья смогла воспитать четверых детей, дать им образование. Одна из дочерей, Евдокия, окончила черкесский институт учителей и проработала всю жизнь учителем русского языка и литературы. По линии Борисенковых моя прапрабабушка ,Валентина Федоровна, закончила в 1913 году Керченскую гимназию, преподавала до революции в станице Суворовской, а после революции в черкесских аулах. Ей посвящена фотография в экспозиции республиканского краеведческого музея. Ее сын закончил черкесский институт учителей, был призван в армию во время финской войны, где и погиб.

По папиной линии – это семья Ляшовых. Вот фотография 1914 года, на которой изображен мой прапрадедушка Ляшов Иван Васильевич перед отправкой на фронт. А, вот, фотография времен Гражданской войны. Он воевал на фронте “белых”. Это фотография тридцатого года, Ляшовы после раскулачивания. История моей семьи очень поучительна и интересна. Мне хочется составить в будущем генеалогическое дерево с жизнеописанием моей семьи.

Ведущий: (История абазинской семьи)

Чем дальше годы отдаляют нас
От суровых дней войны.
Тем чаще в памяти всплывают
Насыщенные дни.

Фотографии, книги, вещи, ордена Койчева Хамида Маджидовича бережно хранит семья. Вот одна из фотографий из семейного архива.

Родился Хамид Маджидович в селе Кубина в 1922 году. Участвовал в Великой Отечественной войне, после принятия Присяги с 1941 года. Был стрелком, стенографистом, сапером. Воевал на Калининском, Прибалтийском, Украинском фронтах. Награжден Орденом “Отечественной войны Первой степени”, медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы”. После войны на заводе РТИ.

О таких людях, как Койчев Хамид Маджидович хорошо сказал Маршал Г.К. Жуков: “Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить о тех, кто не щадил себя для Победы над врагами нашей Родины”.

Ведущий: А, вот, новая страничка нашего альбома, сильно перекликается со второй.

Ведущий: Если крепка дружба, то и Родина крепка – гласит народная пословица. Благодаря сплоченности народа была выиграна Великая Отечественная война. В эти тяжелые годы была проверена дружба наших народов на прочность.

В дни войны в Карачаево-Черкесию прибыл железнодорожный эшелон с детьми, вывезенными из блокадного Ленинграда. Родина-Мать спасала своих маленьких граждан. Многие ребята обрели дом и ласку в черкесском ауле Бесленей. Местные жители усыновили, дали им свои фамилии, вырастили, помогли найти настоящее место в жизни.

А, сколько, тревог пережили горцы в черные дни оккупации, когда фашисты узнав о том, что в ауле есть дети из Ленинграда, решили их уничтожить. Черкесы прятали малышей. До сих пор помнят в Бесленее трагическую судьбу горянки. Фашисты убили у нее приемного сына – маленького ленинградца. В неутешном горе замертво упала женщина на могиле ребенка. Не зря у черкесов есть пословица: “Братьями бывают не только те, кто рожден одной матерью”.

Ведущий: Наши земляки – выходцы из Карачаево-Черкесии с первых дней Великой Отечественной войны приняли активное участие в боях за родину. Четырнадцать тысяч воинов нашей республики заслужили военные награды. Мы должны знать наших героев.

 (звучит песня “Журавли”, на ее фоне:)

Чтец:

Павшим, – вечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!

(Дети встают и называют имена героев)

Люди Земли!
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет
Никогда, -
Заклинаю, - помните!

Ведущий: Самые значительные события в истории нашей Родины увековечены памятниками. Символом братства и единения стала стела “Дружбы народов Карачаево-Черкесии”.

Ведущий: Следующая страница нашего семейного альбома, рассказывает о символах братства.

Ведущий: Стела “Дружбы народов Карачаево-Черкесии” расположена на площади Дружбы. Ее автором является архитектор Рожин и скульптор Иконников. В 1957 году в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи впервые торжественно отмечали 400 – летие добровольного присоединения этих народов к России. В честь этой знаменательной даты было принято решение соорудить памятники в городах Нальчике, Черкесске, Майкопе. Строительство площади и памятника в Черкесске завершилось в 1979 году.

Ведущий: Но символом братства может быть не только памятник, но и праздники. С 2004 года наша республика стала отмечать новый праздник “День единения”. Этот день стал праздником дружбы между народами нашей республики.

(Видеосюжет праздника)

Ведущий: Символом детства, радости, дружбы для всех детей страны является Всероссийский детский центр “Орленок”. В одной из орлятских песен есть такие слова:

“Орленок” наш прими привет!
“Орленок” наш, живи сто лет.
“Орленок” наш, где ты и я – одна семья.
“Орленок” наш, тебе - салют!
“Орленок” наш года идут,
но вместе мы с тобой во всем
наш общий Дом,
Дом счастья!

(Видеосюжет)

Ведущий: Каждый год в “Орленок” отправляются дети со всех концов нашей страны. Этим летом наш Президент школьного клуба интернационального клуба Жилина Инна была в “Орленке”.

Жилина Инна: Я побывала в “Орленке” в составе делегации Карачаево Черкесской республики, состоящей из семи человек. Наша делегация была многонациональной, представлены были все народности республики. Живя в лагере, мы чувствовали себя как одна семья. В комнате я жила с Наймановой Айнарой из школы № 9 Черкесска, Лайпановой Эммой из поселка Чапаевский, Эркеновой Лерой из школы 17. благодаря нашему единству и дружбе нам удалось достойно представить нашу республику и доказать, что мы настоящие лидеры, ведь наша смена называлась “Лидеры”.

Мы жили одним землячеством, в которое входили представители нашей республики, а также ставропольского и краснодарского краев. Наша смена была представлена пятью – шестью субъектами Российской Федерации. Символом единства нашей делегации стал флаг КЧР, значок, банер, галстук. Сейчас я покажу вам нашу символику (показывает).

Новые друзья, с которыми я познакомилась этим летом, останутся в моей памяти. За короткое время я получила уже два десятка писем со всех уголков нашей Родины.

Вместе со мной отдыхали дети из города Беслана, они еще не знали какое горе, постигнет их город и нашу страну.

(Видеосюжет событий Беслана).

Ведущий: Учащиеся нашей школы не могли остаться безучастными. Все приняли активное участие в акции “Детям Беслана”. Было собрано 4000 рублей, на которые был приобретен телевизор и отправлен в Беслан. Подарок учащихся нашей школы попал…

(Видеосюжет о вручении нашего подарка в Беслане).

Чтец:

Цветок пробился из земли,
Не распустился он и замер.
Один, от всех других вдали,
Стоит с закрытыми глазами.
Нет, не тепличные условия,
Не чья- то добрая рука –
Земля, не политая кровью,
Нужна для этого цветка.
Пускай скорей исчезнут распри,
Людская ненависть и ложь!
Ты расцветешь, цветок прекрасный,
Ты непременно расцветешь!

(Видеосюжет из Беслана и на празднике Единения народов КЧР).

Ведущий: Дружба – это хрупкое чувство, его нужно сберечь.

Ведущий:

Пусть ветер дружбы
Помчит по свету.
Пусть волны дружбы
Зальют планету.

Пусть солнце дружбы
Людей согреет.
Пусть знамя дружбы
Над нами реет!

Мальчик:

Дайте волшебную палочку мне!
Вы бы, волшебники, не прогадали,
Если бы вдруг согласились и дали,
Дали волшебную палочку мне.
Спросите, что бы я делал тогда?
Солнца бы роздал всем понемножку
Звёзды повесил над каждым окошком.
Мне б не составило это труда.
Ну а потом, а потом, а потом
Я созову музыкантов окрестных
Самых веселых, из лучших оркестров.
Эй, музыканты, входите в мой дом!
Вы в тамбурины ладонями
Дуйте в зурну и играйте на флейте.
Чтоб услыхали вблизи и вдали
Музыку эту все люди земли.
Чтобы все взрослые вдруг рассмеялись
И подружились, и за руки взялись
Это, поверьте, возможно, вполне.
Ну а злодеи от нашего смеха
Горько заплачут — вот будет потеха!
Дайте волшебную палочку мне!

Ведущий: Мы предлагаем принять обращение учащихся и членов клуба интернациональной дружбы нашей школы “Мир” к учащимся школ города.


ОБРАЩЕНИЕ
учащихся и членов клуба интернациональной дружбы
средней школы № 2 города Черкесска “Мир” к учащимся школ города

Россия – страна великой культуры и великой духовности, богатой историей, обычаями, традициями народов ее населяющих. Многовековая дружба народов остается всегда важным достижением всех россиян.

Мы живем в одном из многонациональных регионов России – Карачаево – Черкесии, где всегда ценили и уважали культуру, историю своих народов, где всегда царило взаимопонимание и уважение национальных чувств, что скрепляло дружбу народов – жителей нашей республики.

Чтобы сохранить мир и согласие, дружбу и взаимопонимание, чтобы считать себя на деле интернационалистами, патриотами своей Родины, мы, учащиеся средней общеобразовательной школы № 2 города Черкесска, обращаемся с призывом к ученикам школ города и республики:

  • именно, мы, дети, должны показать пример взрослым в умении договариваться, решать вопросы мирным путем, быть толерантными;
  • “Ребенок – это грядущее” - говорил Гете. Потому, только от нас зависит дело мира, в это нелегкое время, когда многие проблемы решаются с помощью силы, террора и угроз;
  • Мы будущее нашей страны, просим Вас, взрослых, остановиться. Мы хотим жить в дружбе со всеми народами нашей многонациональной Родины;
  • А, школьников города и республики, просим возобновить работу по восстановлению дружеских связей с детьми районов республики, регионов КЧР и соседних республик, проведению совместных интернациональных акций. В каждом классе, в каждой школе жить так, чтобы дружба с соседями по парте, по дому переросла в дружбу народов.

Давайте вместе искать пути к взаимопониманию, уважению, дружбе и миру.

Помните: Вы и Мы – можем все!

(Участники творческого часа раздают гостям воздушные шарики, на которых написаны заповеди и принципы дружбы):

  • “Мы рождены, чтобы жить совместно, любить и уважать друг друга”;
  • “Сила птицы в крыльях, а человека в дружбе”;
  • “Истинная дружба и подлинное товарищество между взрослыми и детьми разных национальностей”;
  • “Изучение культуры, традиций, обычаев народов нашей республики и страны”;
  • “Человек любой национальности должен чувствовать себя комфортно и уважать друг друга”.

Чтец:

Давайте же руки, сестры и братья,
В общий наш круг спешите скорей,
Мы запоем, и весь мир подхватит
Звонкую песню верных друзей.

(Звучит песня “О дружбе”, которую исполняют все).