Обучение математике в старших классах на основе "Технологии модульного обучения"

Разделы: Математика


ЦЕЛИ: построить систему модульного обучения, которая исключит перегрузку учащихся, поможет дифференцировать обучение, развить у учащихся различные виды деятельности, что эффективно скажется на уровне качества ЗУН учащихся

Переход школы на базисный учебный план и профильное обучение требует, чтобы школа выбрала соответствующую педагогическую технологию.

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности и надежности результата, чем традиционные способы обучения.

Как связаны между собой понятия: технология, методика, диагностика?

Технология обучения – это опора методики преподавания предмета на диагностические данные

Каковы критерии технологичности деятельности учителя?

  1. Диагностично заданная цель, то есть конкретные понятия деятельности, операции, освоенные учащимися как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики.
  2. Представления изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения.
  3. Достаточно жесткая логика этапов усвоения материала.
  4. Адекватная предыдущим система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и информационной средой.
  5. Личностно-мотивированное обеспечение деятельности учащихся и учителя.
  6. Применение в учебном процессе новейших средств и способов информации.

Технология модульного обучения (ТМО) должна гарантировать конечный результат.

ТМО базируется на следующих принципах:

  • Частные дидактические цели обеспечивают достижение интегрированной цели модуля.
  • Учебный материал излагается доступно, конкретно в диалогической форме.
  • Обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний.

ШАГИ ТМО:

  1. Уметь выделить оптимальную модель обучения, представление учебного курса как системы, то есть первичное конструирование материала, наглядное представление по всему курсу, теме, уроку.
  2. Этап проектирования – это составление технологической карты модуля, что ведет к закономерности учебного процесса.
  3. Учитель создает развивающее поле на определенное количество уроков в зависимости от поставленных целей. Определяется комплексная дидактическая цель модуля, которая формируется на трех уровнях: ЗУН и значение их для последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного развития.
  4. Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций.
  5. Задания (групповые, дифференцированные, парные) направлены на формирование системного мышления (вводятся фундаментальные понятия, раскрывается использование этих понятий в разных разделах, в новых ситуациях).
  6. Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества усвоения материала. Уровни планируемого результата: а) базовый; б) продвинутый; в) творческий (тренинг – минимум, решение задач повышенной сложности).

Таким образом профессиональная культура учителя закономерно выходит на технологический уровень, все более обретает инструментальный характер, не утрачивая при этом гуманистической ценности.

С овладения ТМО меняется и педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

ТМО предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса по курсу.

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания:

  • осуществляют непрерывность внутриконкретных и межпредметных связей;
  • дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности;
  • проблемны;
  • отражают механизм усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация).

Деятельность учащихся:

  • проходит в зоне его ближайшего развития;
  • ориентирована на самоуправление и взаимоуправление;
  • формирует навыки общения;
  • дает возможность работать в индивидуальном темпе;
  • рационально распределять свое время;
  • реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии .

Деятельность учителя:

Принципиально меняется Его главная задача – разработать модульную программу, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, то есть используя потенциал модульного подхода осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.

Литература.

  1. П.И.Третьяков. Управление школой по результатам. М. 1997.
  2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе.
  3. Практико – ориентированная монография. Москва – Тюмень, 1994
  4. В.В.Сериков. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград , 1994.
  5. И.С. Якиманская. Развивающее обучение. М., 1979.
  6. М.И.Чуприкова. Умственное развитие и обучение. Психологические основы РО. М., 1995.
  7. Педагогическая технология академика Манакова. Журнал “Педагогический вестник” №8, 1997г, стр.3 №1, 1998г, стр.4-5.
  8. Т.И.Шамова. Технология модульного обучения. Журнал “Народное образование” №1, 1998г. Стр. 77-89