Тема урока: "Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. "Песнь о вещем Олеге"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Знакомство учащихся с исторической тематикой в творчестве А.С. Пушкина.
  2. Анализ сюжета и проблематики “Песни о вещем Олеге”.
  3. Повторение теоретических сведений (баллада, сюжет, герой и т.д.).
  4. Обогащение словаря новыми словами и понятиями.
  5. Показать на примере произведения актуальность проблематики для современного читателя.
  6. Анализ языка А.С. Пушкина.
  7. Развитие умения работать с текстом произведения в целом и выборочно.
  8. Развитие умения делать выводы из прочитанного.
  9. Умение работать с литературоведческой статьей.

I. Слово учителя:

1. Обращаясь к творчеству того или иного писателя, мы говорим об одном “великий”, “гениальный”, о другом - “известный”. Почему к Пушкину применимы слова “великий”, “гениальный”? (Учащиеся называют жанры, темы, произведения).

Какими примерами вы можете подтвердить свои выводы о “всеобъемлющем” таланте Пушкина? (Учащиеся: Прозаик, поэт, драматург. Жанры лирики, прозы, драмы. Темы творчества. – Основываясь на знаниях, полученных ранее).

2. Историческая тематика – одна из ведущих в его творчестве.

Тема урока: Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. (Учащиеся: записывают в тетради).

Подтвердите это положение на основе литературоведческой статьи в учебнике. Сделайте записи в таблице.

  • Самостоятельное чтение статьи.
  • Зачитываются записи.

Таблица на доске.

Жанр Название произведения Историческая тема в произведении
Стихотворение “Лицинию” Древний Рим
Стихотворение “Воспоминание в Царском селе” Война 1812 г. с Наполеоном
Ода “Вольность” Разные периоды истории
Стихотворение “Стансы” Петр I
Исторический роман (не закончен) “Арап Петра Великого” Петр I
Поэма “Полтава” Петр I
Поэма “Медный всадник” Петр I
Исторический труд “История Пугачева” Восстание Пугачева
Повесть “Капитанская дочка” Восстание Пугачева
Трагедия “Борис Годунов” Эпоха Бориса Годунова

К каким выводам приводит нас эта статья? (Учащиеся: Историческая тема занимала большее место в творчестве. Пушкин часто обращался к переломным моментам в истории, наиболее ярким личностям).

Добавим в таблицу еще одно произведение, с которым должны познакомиться сегодня – “Песнь о вещем Олеге”.

Почему Пушкин решил обратиться к столь далеким временам?

II. Беседа о названии произведения.

Слово учителя:

У нас в литературе слово “песнь” соотносится с термином “баллада” - жанром поэтического творчества.

Какие характерные признаки баллады вы назвали бы?

Докажите, что это произведение подходит под определение “баллада”. (На основе домашнего чтения).

Как бы вы объяснили слово “вещий”? (Учащиеся: тот, кто вещает, предсказывает).

Какое значение приобретает слово в названии? (Учащиеся: тот, кому предвещали что-то).

Кто такой Олег?

Что вы знаете об эпохе, в которой жил князь Олег?

III. Беседа по сюжету и образам.

Кратко расскажите сюжет.

Откуда и почему заимствовал его Пушкин?

Какие образы вам показались главными? (Учащиеся: Олег, кудесник).

Объясните значение слова “кудесник”, опираясь на текст, подбирая синонимы.

(Учащиеся: кудесник = волхв = любимец богов = вестник = мудрый старец).

Как он сам о себе говорит, дополняя эту характеристику? (Зачитать).

Какие главные черты характера волхва подчеркивает Пушкин? (Учащиеся: свободу воли и слова, беспристрастность).

Прочитайте, что подчеркивает автор устами кудесника в личности Олега. (Учащиеся: он воин, господин, победитель).

Почему именно эти черты важны в герое? (Учащиеся: имея власть над городами, странами, народами, он не властен, распорядиться своей судьбой).

Какие слова характерны для речи волхва? (Учащиеся: возвышенная лексика).

Почему такими же “высокими” словами мудрец говорит о коне Олега? (Учащиеся: это боевой друг).

Найдите подтверждение в тексте.

IV. Анализ идеи.

Почему Олег поверил в предсказание? (Учащиеся: Олег – человек, ему присущи человеческие качества: страх, вера в судьбу, рок).

Когда и почему звучит резкая оценка кудесника: “лживый, безумный старик”?

Слово учителя:

Автор, имея право на вымысел, волен был изменить судьбу героя. Почему же он не пишет о подвигах и славном княжении Олега в течение 33 лет, а рассказывает о нелепой и трагической гибели? (Учащиеся: это исторический факт. Основа - летопись).

Почему погибает Олег?

V. Какие общечеловеческие проблемы на историческом материале раскрывает автор?

Учащиеся:

- вера и неверие

- мужество и страх

- верность и предательство

- свобода и несвобода

- властитель и человек

- расплата за предательство.

Учащиеся приводят доказательства к этим положениям с помощью учителя. (работа с текстом).

С какими из этих проблем можно столкнуться в современную эпоху?

VI. Зачем Пушкин берется за сюжет, уже описанный в древнерусской литературе?

- вечность проблематики

- уроки истории для современного человека.

В чем вы видите разницу между летописным источником и балладой великого поэта? (Учащиеся могут заполнить таблицу или ответить устно).

Летопись “Песнь о вещем Олеге”
Только констатирует факт истории. Сохранив дух времени, по-новому осмысливает общечеловеческие проблемы.
Стиль летописи тяжел для современного читателя. Легкий “пушкинский” стиль.
Названы герои и поступки. Создаются яркие образы, дается их оценка.

Вывод: Через художественное произведение автор помогает читателю увидеть и осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения и делать нравственный выбор в сложных ситуациях.

VII. Домашнее задание.

Отрывок по выбору учеников и учителя выучить наизусть.