Урок русского языка (развитие речи) в 3-м классе по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Так “не ударим в грязь лицом” и “не сядем в лужу”

Тема: Работа над фразеологизмами с использованием басен И. Крылова.

Цель:

1) Научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.

2) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, антонимов, крылатых выражений.

3) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

4) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

Оборудование: “Школьный фразеологический словарь русского языка” Н. М. Шанского; фразеологический словарь, составленный учениками класса; рисунки детей к басням И. Крылова; жетоны.

Подготовительный этап: Класс делится на 2 группы (количество групп определяет учитель), каждая группа получает карточки с заданием (с баснями И. Крылова дети уже знакомы – уроки литературного творчества и домашнее чтение).

I. Вхождение в тему:

Учитель:

– Приходилось ли вам “садиться в калошу”? “Вешать нос”? “Терять голову”? “Проглотить язык”? Знаете ли вы человека, которому “медведь (или слон) наступил на ухо”? Бывали ли вы “не в своей тарелке”? Когда в нашем классе слышно, как “муха пролетает”? Писал ли кто из вас “как курица лапой”?

– Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:

– О фразеологизмах.

Учитель:

– Какая же тема нашего урока?

Дети:

– Мы будем говорить о фразеологизмах.

Учитель:

– Не только говорить, но и учиться употреблять фразеологизмы в нашей речи. А помогут нам уже изученные басни И. Крылова, ведь фразеологизмы делают нашу речь яркой, выразительной интересной.

II. Работа в группах:

Задание 1:

Учитель:

-Послушайте мой рассказ. О какой героине басни И. Крылова идет речь?

У этой героини был “ветер в голове”, она сначала веселилась так, что “голову вскружило” до тех пор, пока “как снег на голову” не изменилось все кругом…

И тогда она “потеряла голову”, – не знала, что делать, глаза у неё были “на мокром месте”, ей пришлось “затянуть потуже пояс”, – идти “кланяясь в ножки” своему куму, и проливая слезы, просить о помощи, иначе ей придется “положить зубы на полку”. Она думала, что “найдет общий язык с ним”.

– Кто же эта героиня и почему ей надо будет “зубы положить на полку”?

Дети:

– Это Стрекоза из басни “Стрекоза и Муравей. “Зубы положить на полку” – означает голодать.

Учитель:

– Какие еще фразеологизмы в моем рассказе? Что означают эти фразеологизмы?

Дети:

– “Ветер в голове” – о легкомысленном человеке.

– “Голову вскружило” – сильно увлечься чем-либо.

– “Как снег на голову” – неожиданно.

– “Потеряла голову” – растеряться.

– “Глаза на мокром месте” – о том, кто часто плачет.

– “Затянуть потуже пояс” – недоедать.

– “Кланяться в ножки” – унижаться.

– “Найти общий язык” – договориться.

Учитель:

– Чтобы вы пожелали Стрекозе? Ответьте словами пословицы. Выберите нужную.

1. Дело мастера боится.

2. Делу время – потехе час.

3. Друзья познаются в беде.

Дети:

– Делу время – потехе час.

Учитель:

– Как вы это понимаете?

Дети:

– Сначала поработай, а затем отдыхай.

Учитель:

– Подберите синонимы к слову потеха.

Дети:

– Потеха – это забава, развлечение, веселье.

Задание 2:

Учитель:

Прочитайте фразеологизмы (фразеологизмы написаны на доске).

  • сидеть сложа руки;
  • собак гонять;
  • лодыря корчить;
  • пальцем не шевельнуть;
  • лодыря гонять.

Догадайтесь, каким близким по значению словом можно заменить эти фразеологизмы?

Дети:

– Бездельничать.

Учитель:

– Дополните еще 1 – 2 фразеологизмами эту группу. Можно пользоваться фразеологическим словарем.

Дети: I группа: бить баклуши;

II группа: воду в ступе толочь;

Учитель:

– Подберите к слову безделье антоним.

Дети:

– Трудолюбие.

Учитель:

– Самостоятельно подберите фразеологизмы на тему трудолюбие.

Дети:

I группа: засучив рукава II группа: с толком
в поте лица на совесть
мастер на все руки не покладая рук

Учитель:

– К кому из героев басни И. Крылова подходят эти фразеологизмы?

Дети:

– К Муравью, т. к. он трудолюбивый, в отличие от Стрекозы.

Учитель:

– А какие пословицы о труде вы знаете?

Дети (называют пословицы о труде):

1. Без труда ничего не дается.

2. Землю красит солнце, а человека труд.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Задание 3:

Учитель:

– Прочитайте по карточке пословицы. Выберите наиболее подходящие к басне “Стрекоза и Муравей”

1. Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.

2. Лето запасает, а зима поедает.

3. У ленивого все на завтра и послезавтра.

4. У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.

5. Труд кормит и одевает.

6. У лодыря Егорки всегда отговорки.

Дети подбирают пословицы и объясняют их значение: они все подходят к басне, но наиболее подходящими являются пословицы 1, 3, 4, 6.

Задание 4. Ученики получают карточку с заданием: выбрать фразеологизмы для характеристики Вороны (I группа) и Лисицы (II группа) – героев басни “Ворона и Лисица”.

Карточка-задание:

  • потерять голову;
  • морочить голову;
  • водить за нос;
  • остаться с носом;
  • вскружить голову;
  • развесить уши;
  • вскружилась голова;
  • зубы заговаривать;
  • втирать очки;
  • и след простыл;
  • бросаться со всех ног;
  • вертеть хвостом;
  • сломя голову;
  • слушать во все уши;
  • попалась на удочку;

Выполнение задания:

I группа “Ворона II группа “Лисица”

потерять

морочить голову;

остаться с носом втирать очки
развесить уши водить за нос
слушать во все уши вскружить голову
попалась на удочку зубы заговаривать
вскружилась голова и след простыл
  вертеть хвостом
  сломя голову
  бросаться со всех ног
  будто корова языком слизала

Учитель:

– Чем отличаются фразеологизмы “вскружилась голова” и “вскружить голову”? Посмотрите в словаре их значения.

Дети:

– “Вскружить голову” (кому-то) – сильно увлечь, лишив способности здраво рассуждать. “Вскружилась голова” – потеря ясного понимания окружающего вследствие сильного увлечения чем-либо.

Учитель:

– А сейчас каждая группа пусть придумает предложение с фразеологизмами “вскружилась голова” и “вскружить голову”.

Дети:

I группа: У Вороны “вскружилась голова” от похвальной речи Лисицы.

II группа: Лисица “вскружила голову” Вороне своими льстивыми речами.

Учитель:

– Что означает фразеологизм: “была такова”?

Дети:

– Убежала!

Учитель:

– Подберите синоним к слову убежала .

Дети:

– Скрылась.

Учитель:

– А какие фразеологизмы подходят к глаголу скрылась?

Дети (находят в словаре):

  • и след простыл;
  • бросаться со всех ног;
  • только и видели;
  • лететь стрелой;
  • поминай, как звали;
  • во все лопатки;
  • мчаться во весь дух;
  • мчаться во весь опор;

Задание 5.

Учитель:

– Каждая группа получает карточки, на которых записаны пословицы. К какой басне подходят эти пословицы?

Выполнение задания:

I группа II группа
1. Так сладко, что язык проглотишь. 1. Трус своей тени боится.
2. У лести нет чести. 2. Трусливому зайке и пенек волк.
3. Хвала в очи – хуже порчи. 3. У страха велики.
4. На языке медок, а на сердце – ледок. 4. Пуганая ворона и куста боится.
5. Льстивые речи душу калечат.  
Дети: Дети:
– Басня “Ворона и Лисица” – Басня “Лев и Лисица”

Учитель:

– Объясните значение пословиц “Льстивые речи душу калечат” и “У страха глаза велики”/

Дети:

– Сладкие угодливые речи портят душу человека.

– Трусу везде страшно, везде видится опасность.

Викторина

(Викторина проводится между группами. За каждый правильный ответ – группа получает жетон).

1. Догадайтесь, каким близким по значению словом можно заменить фразеологизм “сердце в пятки ушло”. У кого?

(Сильно испугаться. У Лисицы, басня “Лев и Лисица)

2. А кому из героев басен И. Крылова “медведь на ухо наступил”?

(Героям басни “Квартет”)

3. Кому из героев басен вы бы посоветовали “идти в ногу”?

(Героям басни “Лебедь, Щука и Рак”)

4. Героиня какой басни “осталась с носом”?

(Лисица из басни “Лисица и виноград”)

5. К какой басне подходят эти пословицы?

  • Виноват ягненок, что волк голоден.
  • Отольются волку овечьи слезки.
  • Волки чуют, где овцы ночуют.

(Басня “Волк и Ягненок”)

6. Герой какой басни “встал не с той ноги” и поэтому был зол на весь мир?

(Волк, басня “Волк и Ягненок”)

7. К каким басням подходят пословицы:

  • Умный себя винит, а глупый своего товарища.

(“Лисица и виноград”)

  • Трусливая собака громко лает.

(“Слон и Моська”)

  • На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.

(“Зеркало и Обезьяна”)

  • Кроткая овца всегда волку по зубам.

(“Волк и Ягненок”)

  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

(“Кукушка и Петух”)

  • Кто в лес, кто по дрова.
  • Кто во что горазд.

(“Лебедь, Щука и Рак”)

8. У героинь каких басен “вскружилась голова”?

(У Вороны, “Лисица и Ворона”; у Стрекозы, “Стрекоза и Муравей”)

9. Кто утверждал, что “Сильнее кошки зверя нет”?

(Крыса, “Мышь и Крыса”)

10. Кому бы вы посоветовали “ Вперед чужой беде не смеяться”?

(Голубку, “Чиж и Голубь”)

Подведение итогов

Итак, мы выполнили все задания урока. Вы показали хорошие знания басен И. Крылова, умело употребляли в своей речи пословицы, фразеологизмы. Обе команды хорошо поработали (каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов). Я надеюсь, что ваша речь впредь станет еще ярче и интересней.