Урок природоведения в 4-м классе по теме: "О подземных богатствах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о полезных ископаемых;
  • Формировать представление о наиболее ценных и широко используемых ПИ;
  • Обеспечить понимание значимости горных пород как величайшей ценности и осознание необходимости их охраны;
  • Развивать речь учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к использованию ПИ, выработать меры по охране П. И.

Оборудование:

  • образцы Г. П. ;
  • таблица “Использование черных металлов в н/х”;
  • карта полезных ископаемых;
  • карточки для индивидуального опроса; тесты;
  • физическая карта России;
  • атласы;
  • таблицы “Добыча ПИ”;
  • изделия из черных металлов,
  • компасы,
  • презентация в Power Point

План:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Знакомство с ходом урока.

На прошлом уроке мы начали говорить о природе родного края.

Какой раздел мы начали изучать?

(Раздать индивидуальные карточки по П. И. (4 человека).

С остальными учащимися проводится тест и игра с использованием презентации в Power Point)

А) Тест “Мой край” (работа в тетради) взаимопроверка по образцу.

Б) Игра “Узнай меня”

1) Я имею подошву и склон. А моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (гора)

2) У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина (холм)

3) Меня создал человек. Я распространяю тучи пыли. И могу гореть. (террикон)

4) Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (балка)

5) Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли (овраг)

Обобщение по проверке Д. З.

3. Новая тема. О подземных богатствах.

- Сообщение новой темы.

- (Целеполагание) Мы должны обобщить знания о П. И. , систематизировать их, узнать новое, подумать и сделать вывод в конце урока

(На слайде появляется Старичок-Лесовичок с основными вопросами, рассматриваемыми на уроке.)

- Что такое Г. П.?

- Что такое П. И.?

- Как их используют?

- Нужно ли охранять П. И.?

(Вывешивается табличка “Горные породы”).

- Что это такое?

- Разрешите спор 2 учеников.

Один говорит, что Г. П. залегают только в горах, а другой утверждает,
что их можно встретить и на равнине. Кто из них прав?

- Как вы понимаете словосочетание “Г. П. ”?

Г. П. – это плотные и рыхлые массы, залегающие в толще Земли. Их можно встретить и на равнине, и в горах, и на дне океана. В земной коре Г. П. очень много. Они различаются:

  • по состоянию (твердое, жидкое, газообразное),
  • по способу образования (магматические, осадочные, метаморфические),
  • по плотности (рыхлые, плотные).

Они залегают на разных глубинах: одни на глубине 2-3 км, а другие ближе к поверхности.

Всякая ли Г. П. является полезным ископаемым?

-Что такое полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вам известны?

(работа с загадками)

1.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зерен состоит,
Называется …. (гранит)

(Показ образца. Карточка с названием вывешивается на доску. Учащиеся по желанию рассказывают о граните, его использовании (у доски). За спиной у отвечающих опора, по которой дети проверят правильность сообщения, задают уточняющие вопросы. Работа с атласами. Месторождение П. И.)

2.

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

3.

Если встретишь на дороге.
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (глина)

4.

Покрывают им дороги,
улицы в селениях,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение (известняк)

- Вспомним еще одну группу П. И.

1.

Росли на болоте растения …
стали топливом и удобрением. (торф)

2.

Без нее не побежит ни автобус, ни такси.
Не поднимется ракета. Угадайте, что же это? (нефть)

3.

По трубе течет, пироги печет (природный газ) РЕБУС

4.

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный. блестящий,
Помощник настоящий. (уголь) РЕБУС

Как назвать эти П. И. одним слово? (горючие)

(Работа со слайдами. Использование ИКТ)

Знакомство с новым П. И. (использование презентации)

- Назовите предметы, изготовленные из металла.

(показ изделий - назвать металл)

Откуда берутся металлы: чугун, железо, сталь?

Горные породы, из которых добывают металлы, называют рудами. Отсюда пошло название рудокоп, рудознатец.

Работа в группах (практическая работа по памятке)

Рассмотрите образцы железных руд - красный, бурый и магнитный железняки. Определите их свойства. Сравните их. (опора)

Найдите месторождения железных руд. (работа с картой, атласами)

Добывают железную руду открытым способом, если залегает она близко к поверхности Земли, или в шахтах. Затем П. И. везут на переработку.

Металл получают путем плавки руды в доменной печи. Она сооружена из огнеупорного кирпича, имеет конусообразную форму. Диаметр домны -6м, а высота -30 м. Сверху доменная печь загружается коксом и рудой. Через особые печи поступает кислород. Температура в домне поднимается до +1800 градусов. При такой высокой температуре из железной руды выплавляется чугун. В нашей стране ежегодно выплавляется 150 млн. т стали. (Таблица “Использование черных металлов”)

Физкультминутка (профилактика миопии)

Систематизация учебного материала.

(Составление опорной схемы)

Подведение итогов.

(У доски 3 человека с заданием распределить П. И. по группам.)

  • Что такое П. И.?
  • На какие 2 группы делятся П. И.?

(Игра “третий лишний” по условным знакам)

Известно, что П. И. нужны человеку. Почему же постоянно мы слышим, что необходимо ограничивать добычу П. И.? Нужно ли охранять П. И.?

(Чтение параграфа с. 115 - 116)

- Как охранять П. И.?

Итог урока.

Д. З.

1. Найти материал об Ильменском минералогическом заповеднике;

2. С. 115-116 пересказ.

3. Повторить материал о почве.

4. Составить загадку о каком-либо П. И. (по желанию)

Дополнительный материал.

1. У П. И. сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

2. Почему такие П. И. как торф, уголь, нефть природный газ, ученые называют “кладовая солнца”?

3. Почему нефть называют “черным золотом”?

4. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

5. Почему гранит пестрый, почему он бывает разного цвета?

6. Железо обладает теми же свойствами, что и другие металлы. (твердость, блеск, ковкость, прочность, теплопроводность, электропроводность). Почему же железо используют чаще, чем другие металлы?

(Железом богаты многие руды, его легче добывать. Поэтому оно значительно дешевле. Литосфера на 5,1% состоит из железа. Магма составлена железом и никелем. От присутствия железа зависят оттенки глины, бурый цвет торфяников).

7.

1) В бочку с водой нечаянно обронили нож. Как достать его, не выливая воды?

2) В зерно на мельнице попали мелкие железные стружки. Как очистить муку от мелких, опасных для здоровья острых стружек?

(Пропустить муку через магнитный железоуловитель)