Урок математики в 4-м классе по теме: "Решение задач на нахождение стороны прямоугольника по известной площади и стороне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с решением задач, в которых требуется по известной площади и стороне прямоугольника найти другую сторону.
  • Закрепить умения решать задачи на нахождение площади прямоугольника и составлять обратные.
  • Закрепить умения решать составные текстовые задачи, ранее изученных видов, выполнять арифметические действия.
  • Развивать логическое мышление, речь и все виды памяти.
  • Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к математике.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, конверты с заданиями, таблички с названиями ролей, карточки показывающие настроение ребят, сигналы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Какое настроение на уроке? (Дети показывают карточки с изображением улыбки.)

II. Вступительная беседа

Учитель: Сегодня на уроке мы представим, что работаем в научно-исследовательском институте и занимаемся математическими проблемами. Наш отдел № 4-А на сегодня получил новую тему, название которой мы “откроем” позже, но кроме неё, будем применять математические знания на практике. Для работы нашего отдела назначаю 1 секретаря (прикалываю на грудь таблички), 1 лаборанта и 2 научных консультанта.
Проверим инструменты для работ, блокнот для записей, справочник (учебник по математике).

III. Устная работа

Учитель: “Отточим” свой ум перед работой.

Игра “Спринт”: раздаются ленты с примерами на таблицу умножения и деления на 10, 100 по рядам и дети на скорость, начиная с первых парт, решают и передают дальше. А следующая пара вставляет в рамочку ответ и считает дальше. Так до последней парты. Выигрывает тот ряд, кто быстрее сосчитает правильно (Приложение 7).

Учитель: Подводим итог: выполнили одновременно. Молодцы!

Раздаются индивидуальные карточки, проверяемые учениками (Приложение 2)

Учитель: Мыслить не разучились? Выбираем правильный ответ.

На доске примеры с разновариантными ответами:

62
3010 : 5 = 620
602

802
56014 : 7 = 8002
8200

Дети выбирают правильный ответ и доказывают свой выбор.

Учитель: Повторим геометрический материал.

На доске таблица (Приложение 1)

Учитель: Какие фигуры на таблице? Назовите. Какая из фигур лишняя? Почему?
А теперь уберём круг. Как одним словом назовём геометрические фигуры? (Многоугольники)

Учитель: Что можно в них вычислить? (Площадь, периметр)

Учитель: Какие геометрические фигуры вы бы сюда добавили? (Точка, отрезок, прямая, луч, кривая, ломаная и т.д.)

Лаборант по ходу работы показывает фигуры, помогает называть.

IV. Новый материал

Учитель: Записываем в рабочий блокнот число, “классная работа”/

Показ цифр: 2002? (Это год текущий.)

Учитель: Займёмся исследовательской работой.

На доске прикрепляются по очереди таблицы, на которых чертёж, где изображён прямоугольник с известной площадью и одной из сторон прямоугольника, а другая неизвестна (Приложение 3)

Учитель: Известно, что площадь прямоугольника 12 см2, а одна сторона 3см., требуется найти другую сторону.
Вспомним, как найдём площадь прямоугольника? Исходя из этого, учащиеся составляют уравнение X • 3 = 12, откуда X = 12 : 3, Х = 4.
(Ответ: 4 см.)

Дети самостоятельно работают по данному чертежу с доски и делают вывод: “Чтобы найти искомую сторону прямоугольника, нужно площадь поделить на известную сторону”.

Учитель: А кто догадался, что за тема нашего урока, т. е. тема отдела № 4-А?

Дети формулируют тему урока.

V. Закрепление нового материала, с опорой на ранее изученный.

Учитель показывает письмо № 1 (Приложение 4).

Учитель: Дети, в письме просьба строителей, которым необходимо быстро вычислить площадь зала, который собираются застелить линолеумом. Данные в справочнике с. 128 № 584 1).

Ребята выполняют задание.

15 • 9 = 135 (см2) (Ответ: 135 см2)

Учитель: А задание 2) этого номера выполняйте самостоятельно в парах, выбирая один из видов обратной задачи. Один ученик в паре формулирует текст, а другой – решение и ответ.

Задание проверяется, выполнено правильно.

VI. Физминутка

Учитель: Потянулись, встали, потянулись, стряхнули усталость, сели.

VII. Повторение изученного

Учитель показывает письмо № 2 (Приложение 5).

Учитель: Дети, в письме содержится просьба сотрудников НИИ, которые летят на симпозиум и в дороге нужна дозаправка керосином. Сосчитать количество топлива. Данные в справочнике с. 128 № 586.

Дети находят правильное решение, составляют краткую запись на доске.

3 л – 2385 г.
8 л – ? г.

1) 2385 : 3 = 795 (г) – в 1 л.
2) 795 • 8 = 6360 (г) или 6 кг 360 г.

Ответ: 6 кг 360 граммов.

Секретарь помогает оформить краткую запись на доске. Научные консультанты помогают детям справиться с задачей, ходят по классу, проверяют. Задача выполняется разными способами и проверяется с доски, где работали ученики.
Пока проверяются задачи, учитель подводит итоги по индивидуальным карточкам, где задание выполняли дети и дети проверяли работы. Для тех, кто справился с задачей, предлагаю карточки повышенной трудности, на логику.

Учитель: По факсу пришли выполненные карточки – примеры в наш отдел, но ответы не пропечатались полностью. Необходимо восстановить запись (Приложение 6).

13640 : 4 – 6400 : 10 = 3...
8700 : 100 = 87 ...
1300 : 100=1 ...

Дети восстанавливают ответы в примерах.

Учитель: Проверяем с места, используя сигналы.

VIII. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке? Чему научились?
  • Что было трудно?
  • А кто не успел до конца выполнить задания?
  • У кого настроение не изменилось за урок?

Учитель: Рабочий день закончен. Спасибо за добросовестный труд.