Конспект открытого урока в 11-м классе по теме: "Не устану воспевать вас, звёзды!" (по лирике И.Бунина и В.Маяковского)

Разделы: Литература


Цели:

  • развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения;
  • способствовать развитию художественного вкуса;
  • научить сопоставлению стихотворений разных авторов на одну тему для более глубокого анализа лирических текстов и понимания мировоззренческой позиции писателя;
  • учить работе со справочной литературой, черпать знания в смежных учебных дисциплинах;
  • способствовать развитию памяти и быстроты реакции, учить делать выводы и обобщения.

Оборудование: портреты поэтов, голубая тканевая драпировка (подобие звёздного), музыка Стравинского, справочная литература: словарь синонимов, “Русская литература. XX век”, Энциклопедия для детей, толковый словарь русского языка, словарь мифологии и древностей, плакат с текстом стихотворения И.Бунина “Сириус”.

Эпиграф:

...Человек, пойми, что ты есть микрокосм...

Я.А.Коменский.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональное вступление

Звучит музыка Стравинского.

Учитель. Сегодня мы откроем ещё одну бесценную страницу в истории Серебряного века. Это мир звёзд, светил, планет и философских раздумий о любви, жизни и смерти. Звёзды, планеты, небесный свод – всё это астрономические объекты. Чтобы разговор получился более предметным и направленным, помогать нам будет группа астрономов – ребят, получивших заранее индивидуальные задания, приготовивших к уроку доклады и выступления по астрономии.
В нашей работе понадобится обращение к справочной литературе (словарям, энциклопедиям), с этой целью создана справочно-информационная группа.
М. Горький говорил: “Прекрасна не пустыня – красота в душе странника”.

– Как понимаете эти слова?

– Как можно их соотнести с темой нашего урока? (Прекрасно или безобразно не небо и звёзды. Чувства эти исходят из души поэта, наблюдающего их. Космос внутри мира человека велик, как велик Космос, в котором находится и наша планета.)

Учитель. Как не проста задача нашего урока – заглянуть в души поэтов, сопоставить различные точки зрения на одну и ту же тему. Иван Бунин и Владимир Маяковский – столь разные поэты, объединяет их “звёздная” тема.

Слово информаторам. Сообщение о Бунине. Детская энциклопедия. Русская литература XX век. Бунин – поэт.

– Мы уже знакомы с творчеством И.Бунина – прозаика, мастера эпитетов, а между тем Бунин ещё и поэт, по признанию М.Горького, “первый поэт наших дней”. Поэзия Бунина самая чистая и “звёздная”. В его замечательном поэтическом наследии (около 1200 стихотворений) переливается великолепное созвездие ночных, сумеречных стихов, наполненных тишиной и таинственным мерцанием. Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей Земли и звёздного неба.
Нелегко объяснить, чем вызвана эта неизменная привязанность поэта к ночи, к звёздам особым ли возвышенно-меланхолическим состоянием души, предчувствием ли статуса взлетающей поэзии, или просто тою необыкновенною зоркостью, о которой сам Бунин писал в романе “Жизнь Арсеньева”: ...зрение у меня было такое, что я видел все 7 звёзд в Плеяде”.

Астрономическая справка о созвездии Плеяды.

– Летней ночью перед рассветом на востоке над горизонтом поднимается маленькая, тесная группа звёзд – Плеяды. В народе её называют Стожары. Обычно в этой группе видно 6 звёзд, но зоркий глаз видит от 7 до 11 звёзд, а в телескоп их можно насчитать более сотни. В телескопе они видны как бриллиантовая пыль.

Справка информаторов. (Словарь мифологии и древностей).

Плеяды – семь дочерей Атланта и Океаниды Плеионы, спутницы Артемиды. Их преследовал Орион, и они, по их просьбе к богам, были обращены в голубей, а затем в звёзды.

Учитель. Сейчас прозвучит стихотворение И.Бунина. Прошу вас быть внимательными, так как после чтения последует выполнение логически-поискового задания на внимание.

Звучит стихотворение “Не устану воспевать вас, звёзды...” в исполнении ученика.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Восторг, загадочность и таинственность от созерцания звёздного неба, грусть от воспоминаний, оптимизм в последних строчках.)

Учитель. Мы с вами знаем, что Бунин непревзойдённый мастер эпитета. У него практически нет слов без определений. Отсюда и вытекает логически-поисковое задание на внимание. Назовите пропущенные по смыслу слова-определения из этого стихотворения. (Текста стихотворения у детей нет).

... .... Звёзды!

1) Вечно вы (каковы?) и (каковы?)
                      (таинственны) и (юны).

2) В детстве я любил вас безотчётно
Сказкою вы (какою?) мерцали.
                    (нежною)

3) ...Вы будете светиться над моей ... (какою?) могилой.
                                                             (забытою)

Подводятся итоги выполнения задания.

Учитель. Бунин замечает свою особую расположенность к звёздам. Свою судьбу он склонен рассматривать как недолгую жизнь метеорита (падучей звезды). Мелькнула она – и нет уже больше. А звёзды и мечты о постижении их тайн, загадок, остались. Среди звёзд у поэта есть и “заветная” звезда, к которой он обращается в своём стихотворении “Сириус”.

Чтение наизусть ученицей стихотворения.

II. Анализ стихотворения

– Какова тема его?

– Найдите и назовите слова, обороты, которыми поэт обращается к звезде. (Заветная, венец небесной красоты, очарованье безответное, сияй стоцветной силою, неумолимая звезда.)

Звезда заветная – неумолимая.

Задание справочно-информационной службе: Найти в словарях значение этих слов и синонимы к ним.

Заветная – сокровенная, задушевная, свято хранимая, оберегаемая, особенно ценимая, скрываемая от других, тайная.

Неумолимая – непреклонная, твёрдая.

Составление картинного плана стихотворения “Сириус”. (Текст записан на плакате.)

Учитель. Разгадать душевное состояние лирического героя, спрятанное за каждой картиной (строфой), поможет “картинный план” стихотворения.

Картины

Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?

Партитура чувств

Любование, восторг, подъём чувств.

Где молодость, простая, чистая,
В кругу любимом и родном
И старый дом, и ель смолистая
В сугробах белых под окном?
Грусть от воспоминаний прошлого,
невозвратимость былого,
тоска.
Пылай, играй стоцветной силою,
Неумолимая звезда
Над дальнею моей могилою,
Забытой Богом навсегда!
Радость от того, что звезда – друг,
оптимизм и грусть.

– Какие выводы можно сделать из наших наблюдений?
Картинный план помогает увидеть глубокую философскую мысль Бунина: в жизни есть всё: и радости, и печали, грусть и восторг. Они приходят к человеку “чередой”, и вчерашняя печаль сменяется завтрашней радостью. Это означает и то, что сегодняшняя радость может тоже смениться печалью... Тогда в чём же суть столь кратковременной человеческой жизни и бессмысленной смерти?
Лирический герой стремится постичь смысл своего бытия. И в своих исканиях находит друга, защитницу, столь же сокровенную, задушевную и заветную, сколь и непреклонную и твёрдую.
Очень скоро вы окончите школу. Я хотела бы вам пожелать не потеряться друг для друга, помнить, выручать, если придётся и “светить стоцветной силою”.

Астрономическая справка.

Эпитет поэта “стоцветная” в приложении к светимости этой звезды не выдумка, не преувеличение. Все астрономы считают Сириус самой яркой звездой неба. Её причисляют к разряду белых звёзд. Температура около 10.000 градусов. Это – двойная звезда. Спутник – белый карлик. В Древнем Египте жрецы считали её священной звездой и воплощением богини Исиды. С её появлением на небе связывалось возрастание воды в Ниле.

– Прав ли Горький, утверждавший: “Выньте из русской литературы Бунина, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния”.

Звучит стихотворение “Ночь”.

Астрономическая справка о планетах (звёздах) Марс, Юпитер, Орион, Вега, названных в стихотворении Бунина “Ночь”.

III. Обобщение по Бунину

Учитель. Бунин и звёзды! Каковы их взаимоотношения? Как раскрылась перед нами “звёздная” душа поэта? (Поэт тонко улавливает связь человека с Вселенной, пишет о прошлом, об истории, стремясь уловить некие общие “вечные” законы развития человечества. Прекрасен для Бунина космос, прекрасна и сама жизнь, пусть она быстротечна, но нетленны, вечны её нравственные законы. “Божий храм в душе человека”. Красота и вечность – это из души.)

Учитель. Звёздное небо, звёзды всегда были символами романтики и красоты. Звёзды традиционно связывали с божественной гармонией. Но вот необычный, неожиданный взгляд на эту тему в стихотворении В.Маяковского “Послушайте!”

Чтение стихотворения наизусть ученицей.

– Что удивило в стихотворении? (Сама постановка вопроса. До Маяковского жили и творили миллионы людей, и все они радовались звёздам и не задавали вопроса об их необходимости. Маяковский задал этот вопрос. Значит, он хотел признать красоту мира просто потому, что она есть?)

– Кто герои этого стихотворения?

– Какими они вам представляются?

– Каково отношение автора к ним? (Героем стихотворения является кто-то, кто, унижаясь и плача, просит у Бога хоть одну звезду. Мы чувствуем, с каким недоумением и презрением смотрит поэт на этого “кого-то”, как непривлекательно, жалко написан его образ. Кажется ясно слышным закадровый голос поэта: “Нет, мне такого не нужно, я не хочу просить, я не понимаю, кому могут быть нужны эти плевочки”.)

– Составим цепочку: звёзды – плевочки – жемчужины. А что же важнее их? (Гораздо важнее, дороже звёзд – “плевочков” и этой красоты, которую воплощают, поэт ценит своё “я”, себя считает полезнее звёзд и не хочет унижаться ради красоты даже перед Богом, свысока выписывая его “жилистые руки”.)

– Приглядимся к поэтическому синтаксису. Какие предложения преобладают вначале и в конце стихотворения?

– Можно ли определить размер его?

– Каковы рифмы? (Чувствуется какое-то смятение, раздвоенность и в обилии вопросительных предложений, и в отсутствии стихотворного размера, и в редких, неточных рифмах. Как будто поэт болезненно решает вопрос: будет ли он вместе с высшей Красотой или будет отвергать её?)

– Ответом послужит всё дальнейшее творчество Маяковского. А душа знает, что человек – не Бог. Душа всё-таки тоскует по неземной красоте. самодельным богом, отвергнувшим истинного Творца, несладко живётся на свете. Отвергнувший гармонию обрекает себя на дисгармонию, на разложение, сначала духовное и, наконец, телесное.

Слово информаторам. Из воспоминаний Вероники Полонской о Маяковском.

– Последняя любовь Маяковского молодая актриса МХАТа Вероника Полонская вспоминала их тяжёлые объяснения в доме В.Катаева вечером накануне самоубийства поэта: “Когда мы сидели ещё за столом во время объяснений, у Владимира Владимировича вырвалось:
– О господи!
Я сказала:
– Невероятно, мир перевернулся! Маяковский призывает Господа! Вы разве верующий?
Он ответил:
– Ах, я сам ничего не понимаю теперь, во что я верю!
Эта фраза записана мной дословно”.

Информаторы. После смерти Маяковского в его записной книжке нашли стихи. Сильное лирическое начало, постоянно подавляемое, вырвалось наружу в последний год жизни. В них нежность, мягкость, беззаветность любви и её тропическая безысходность.

Ты посмотри, какая в мире тишь!
Ночь обложила небо звёздной данью –
В такие вот часы встаёшь
И говоришь векам, истории
И мирозданью.

IV. Обобщение по теме

– Чему мы научились на уроке? Каковы впечатления, выводы? (Сопоставляя стихотворения разных авторов на одну тему, можно более глубоко проникнуть в суть лирического текста, а может, и в душу поэта, возможно, и в свою собственную. Ведь “есть книги, в иные из них загляни – и вздрогнешь: не нас ли читают они?”)

V. Домашнее задание