Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика по теме: "Натюрморт в графике"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Цель урока: Детальное изучение формы предметов, его основных признаков, грамотное использование компьютерных и изобразительных средств, приемов реалистической передачи окружающего мира через рисование натюрморта.

Задачи:

  • С помощью инструментов компьютерной программы, передать положение предмета в пространстве, с учетом изменения его формы в разных ракурсах, используя предварительную зарисовку.
  • Сравнить и проанализировать графический и компьютерный рисунок, с целью ощущения и понимания разницы тоновых отношений в натюрморте.
  • Чередовать виды деятельности, сохраняя эффект новизны; формировать практические навыки овладения художественными техниками; прививать любовь к различным видам искусств.

Вид деятельности: рисование по предварительной зарисовке (по представлению).

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование для учителя:

- работы учащихся (линейные и тоновые натюрморты);

- репродукции художника Д.И. Митрохина;

- Тема в картинках;

- Геометрические фигуры для работы у доски;

- Образцы тоновых градации;

- Компьютерный рисунок;

Для учеников:

- альбом с предварительной зарисовкой., компьютер, мышь.

Оформление доски

Рисунок натюрморта в тоне

Тема:

Зашифрована

Градации тона в природе

Работы учебные
линейные
Компьютерный рисунок натюрморта Градации тона в графике

Педагог.
рисунок
Д.И.
Митрохин

План урока

  1. Оргмомент 2 мин.
  2. Целеполагание, мотивация, активизация 5 мин.
  3. Первичное усвоение учебного материала 6 мин.
  4. Осознание и осмысление учебного материала 5 мин.
  5. Систематизация знаний
  6. Применение знаний и умений 15 мин.
  7. Проверка уровня усвоения знаний и умений 9 мин.
  8. Информация о Д/з 1 мин.
  9. Рефлексия (подведение итогов) 2 мин.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Тема урока зашифрована в виде рисунков, вставь первую букву с каждой картинки и получится название .

Ножницы Арбуз Точка Юла Рыба Матрешка Очки Рак Труба   Восемь   Горох Радуга Акварель Флаг Игла Карандаш Ель
Н А Т Ю Р М О Р Т   В   Г Р А Ф И К Е

Цель нашего урока нарисовать графический натюрморт в тоне и сравнить его с зарисовкой сделанной на прошлом уроке, для закрепления основных понятий в конце урока вам. будет предложено ответить на вопросы несложного кроссворда.

Интеллектуальная разминка

По данным определениям отгадайте многозначные слова из области изобразительного искусства.

  • Надменный, хороший, дурной, целый, низкий, светлый, пастельный, теплый, холодный … (тон)
  • Живая, немая, заключительная, многосерийная, старинная, известная … (картина)
  • Простой, химический, твердый, мягкий, острый, сломанный, исписанный, тупой…(карандаш)
  • Векторная, растровая, станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная… (графика)

Графика - действенный инструмент познания и отражения жизни, приобщения к достижениям искусств и культуры, в основе лежит рисунок.

3. Главное выразительное средство рисунка - линия. Она запечатлевает неуловимые мгновения жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Линия передает не только характер изображаемого предмета, но и эмоциональное состояние самого художника, поэтому она может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой.

Сколь разнообразна, эмоциональна “палитра” линий, можно увидеть на рисунках известных мастеров.

Рассмотрим богатство выразительных средств рисунка на примере творчества замечательного русского художника графика МИТРОХИНА Дмитрия.

Контур, линия, штрих – вот оружие художника. Основой изображения, он считал внешние и внутренние контуры предметов, потому что контур, ограничивает форму, выделяет силуэт из пространства, объединяет группу предметов, закругляет края или подчеркивает структуру объема.

Поражает материальность предметов и та легкость, тот, минимум средств. Мы чувствуем тяжесть граненого стекла, твердость грецкого ореха.

Мертвая натура на рисунках мастера становится живой!

Через линию художник проявляет свой темперамент и свои переменчивые настроения.

Предметы реального мира художник изображает просветленными, прозрачными, легкими, хрупкими.

Глядя на рисунки, которые находятся рядом, мы можем сказать “рисовать вовсе не значит просто делать контуры, рисунок не состоит только из линий.

Рисунок- это еще и выразительность; внутренняя форма, план, моделировка” Энгр

Моделировка объемной формы осуществляется с помощью тона, нанесенного штриховкой, тушевкой, окраской.

Тон передает свойственные натуре светотеневые градации, показывающие объемность формы, рельеф его поверхностей, освещенность, светлоту.

Световой поток, упав на предметы, фон и предметную плоскость, выявляет светлоту их поверхности, а также показывает затемненную поверхность – тени.

В результате , тоновое изображение запечатлевает тоновую разницу между различными поверхностями. (Рисунок 1)

Однако, карандаш и краски не всегда могут буквально, это сделать, поскольку яркость природных форм, освещенных например, солнцем во много раз выше яркости белой бумаги и белил, а глубина теней в природе во много раз больше глубины тона черной краски.

В искусстве рисунка, для передачи натуры реалистически верно, принято использовать 6 элементов тона. (Рисунок 2)

1 тон – блик

2 тон – свет

3 тон – полутень

4 тон – собственная тень

5 тон – рефлекс

6 тон – падающая тень

В настоящее время широкое распространение получил новый вид графики – компьютерная

Компьютерная графика позволяет выполнять композицию из сложных пересекающихся линий, объемных элементов и в дальнейшем выводить рисунок на принтер.

А главное компьютерная графика позволяет выполнять рисунок с использованием большого количества градаций цвета и тона. (Рисунок 3)

 

Рисунок 3

4.Сегодня на уроке вы должны нарисовать геометрический натюрморт в компьютерной программе на основе предварительной зарисовки. Построить правильно конструкцию с учетом точки зрения и сделать светотеневой разбор. (Рисунок 4)

Совместно с учащимися выполняются этапы рисования натюрморта у доски.

 

Рисунок 4

5. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь учащимся.

(Во время работы звучит инструментальная музыка)

6. А теперь проанализируем вашу работу:

  • Сколько градаций тонового масштаба вы использовали при рисовании зарисовки и компьютерного рисунка?

Вывод: Использование компьютерной градации тонов, дает больше возможности показать изменение света и тени на предметах и плоскостях расположенных на разном расстоянии.

  • Какие инструменты вы использовали для рисования компьютерного рисунка натюрморта и графической зарисовки?

Линия, прямоугольник, резинка, лупа, мышь.

Карандаш, резинка

  • Какие выразительные средства вы использовали для рисования двух натюрмортов?

Линия, тон.

  • Из каких геометрических фигур состоит натюрморт?

Анализ выполненных работ. Оценка учащихся.

Для закрепления основных понятий встретившихся сегодня на уроке, я предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда.

КРОССВОРД “МЕЛЬНИЦА”

  1. Жанр, изобразительного искусства
  2. Графитный инструмент художника .
  3. Вид изо. искусства, в котором изображение дается в виде рисунка
  4. Устройство, для обработки, хранения информации

7. Д/з. Найти репродукции натюрморта выполненного в различных графических техниках.

8. “Поправляя этюд ученика, русский живописец Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. “Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось”, - заметил один из учеников. “Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть”, - сказал Брюллов. И сегодня, в очередной раз , мы прикоснулись к искусству.

Урок закончен.