Путешествие по странам Древнего мира

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


6 класс.

Тип урока: обобщение.

Форма урока: игра

Цель: приобщение учащихся к ценностям мировой культуры.

Задачи:

  1. Закрепление полученных знаний.
  2. Развитие интереса к культуре стран Древнего мира.
  3. Воспитание чувства прекрасного.

В игре принимают участие команды шестых классов параллели. Предварительно классы оформляют газеты по странам Древнего мира ( Египет, Индия, Китай, Греция + первобытное общество). Страны распределяются с помощью жеребьевки. Газеты оформляются по мере изучения темы. Игра проводится в конце учебного года.

I. Представление жюри, команд.

II. Знакомство с правилами игры.

Правила игры

  1. Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. Если ответ правильный, то команда получает один балл. В случае неправильного ответа - переход хода.
  2. Если ни одна из команд не ответила правильно на вопрос, то следующий вопрос оценивается в 2 балла.
  3. Во время “путешествия…” проводится игра с залом. Зрители за правильный ответ могут принести балл своей команде.

III. Игра.

Итак, мы отправляемся в путешествие… Раз, два, три… Первая наша остановка - “Первобытное общество”.

Первобытное общество.

  1. Кто из перечисленных людей связан с культурой первобытного общества: Генрих Шлиман, Марселино де Саутуола, Васко да Гама?
  2. Известно, что первобытные люди рисовали животных, т. к. это было пропитание. Женщин, т. к. они были продолжательницами рода. Почему же первобытные люди рисовали птиц и змей?
  3. Какие открытия, связанные с культурой первобытного общества, сделаны на Урале?

Египет.

1. Убери лишнее и объясни свой выбор:

Ра Агни Осирис
Нут Аид Хапи

Слова напечатаны на карточках.

2. Всем известно, что Ра – египетский бог солнца, который появляется в образе человека с головой сокола.

Придумай свой миф, в котором объяснялось бы, почему Ра стал богом солнца и почему он именно так выглядит.

Греция.

Предварительная подготовка: инсценировка мифа об Арахне (предлагается собственный вариант). Приложение №1.

1. Конкурс капитанов.

Необходимо распределить предметы и атрибуты между богами и сказать, за что отвечает бог, которому принадлежат данные вещи (Диадема, роза, собака, молния, крылатые сандалии, гранат, яблоко, дельфин).

2. У кого из богов в детстве была трагедия (он чуть не погиб и воспитывался не родителями)? (Зевс, Гефест, Дионис. )

3. Мы знаем, что древние люди многие природные явления объясняли через мифы: появление растений, животных, небесных светил и т. д.

Посмотрите сюжет и ответьте на следующие вопросы:

а) кем является героиня и за что ее так сурово покарали боги (Инсценировка мифа об Арахне)?

б) назовите известные вам метаморфозы. (нарцисс, роза, кипарис, гиацинт, лавровое дерево и т. д. )

4. Откуда пошли эти выражения:

- Сизифов труд.

- Ящик Пандоры.

- Танталовы муки.

Индия.

1. Посмотрите сюжет “ В гостях у индийского махараджи”. Приложение №2.

1. 1 Кого и из какой страны принимает у себя индийский махараджа?

1. 2 Когда происходят данные события?

1. 3 С какой целью приехал этот важный гость в Индию?

2. Как индийцы объясняют молчание рыб через мифологию?

Китай.

В III веке до н. э. приказом китайского императора Тинь Шинь Хуанди было построено самое грандиозное архитектурное сооружение за всю историю Китая. О чем идет речь, и с какой целью это сооружение было построено?

Игра со зрителями.

1. Назовите древнейшую пирамиду Египта. (пирамида Джосера).

2. Почему гробницы Древнего царства в Египте строили в форме пирамид?

3. Почему до сегодняшних дней не сохранилось ни одной жилой постройки Древнего царства, но сохранились гробницы?

4. Известно, что около самых больших и знаменитых пирамид - Хеопса, Хефрена и Микирена - стоит сфинкс. У древних греков – это чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной. Каждому, кто хотел войти в Фивы, сфинкс задавал загадку. Не сумевшего правильно ответить, сфинкс съедал. Разгадал загадку Эдип, после чего сфинкс сбросился с горы.

Сегодня мы предлагаем вам эту загадку:

Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех?

IV. Подведение итогов.

V. Награждение.

Приложение №1.

Боги, боги!

За что вы так наказали меня? Изо дня в день, из года в год, вечно висеть и ткать мне тончайшее из полотен, которое служить будет лишь ловушкой для глупых мух и паутов. И будет длиться это наказание вечно для меня и для всего моего потомства. А ведь когда-то моей работой любовались нимфы и все лидийские женщины. И пряла я из нитей, подобных туману, ткани прозрачные, как воздух. И не было мне равных на свете, а теперь… Почему так сурово наказана я?

Приложение №2.

Имитируется уголок индийского дворца. Звучит музыка. Танцовщицы исполняют танец для махараджи. Входит слуга и объявляет, что прибыл важный гость.

- Приветствую тебя, Великий махараджа! Я прибыл с миром из далекой и богатой страны, омывающей океаном. Прими в знак дружбы и почтения эти дары. (Подносят ткани, жемчуга…).

Махараджа с удивлением рассматривает подношения.

- Почему посол столь могущественной и богатой страны привез с собой ничего не стоящие подарки? Самый бедный арабский купец мог бы явиться с более ценными дарами. Такие безделицы мы никогда не примем. Если у вас нет ничего более лучшего, то поднесите тогда чистое золото.

Гость ответил:

- Простите, эти подарки принадлежат лично мне. А наш король в следующий раз пришлет вам такие дары, что останетесь довольны.