Разработка педагогического совета "Педагог дополнительного образования – профессионал. Какой он?"

Разделы: Классное руководство


Звучит мелодия. Педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, гости проходят в актовый зал, рассаживаются.

Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе МАСТЕРА.
Те, кто в жизни постичь смогли
Щедрость камня, душу металла,
Свежесть формулы,
Соль земли….

Р. Рождественский

Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии - педагог дополнительного образования. "Труд, творчество, талант" - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога-мастера. Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной профессией - "Успехом творчества" и постигает педагогику через самообразование. Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться с людьми.

За 2005–2006 учебный год администрация “Дома молодежи” посетила более 80 учебных занятий педагогов дополнительного образования “Дома молодежи”, с целью изучения результатов педагогической деятельности, выявления положительных и отрицательных тенденций в организации образовательно-воспитательного процесса. Посетив учебные занятия, мы пришли к выводу, что большинство педагогов, организуя образовательный процесс, стали глубже анализировать и конкретнее прогнозировать предполагаемые и получаемые результаты; образовательный процесс стал более целенаправленным, нацелен на удовлетворение потребностей детей, подростков, молодежи в получении дополнительного образования по их желанию.

Стало предельно ясно очевидное – что “Дом молодежи” может состояться только при хорошем педагоге. Нужен не новый педагог вообще, нужен обновленный педагог для нашего учреждения. Соответственно в этом учебном году мы посвящаем этому педагогический совет.

Педсовет на тему “Педагог дополнительного образования – профессионал, какой он?”.

Цели педсовета:

  • Выявить представление педагогов “Дома молодежи” о понятии “педагог-профессионал” и согласовать их в коллективе.
  • На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный “портрет” современного педагога-профессионала и сравнить его с “портретом”, который сформулирован в нормативных документах.

Сформулированные цели затрагивают один из важных вопросов:

  • Соответствует ли квалификация педагога дополнительного образования и его реальная деятельность требованиям времени?

В ходе педагогического совета каждый педагог имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие с ним коллег.

Педагогический коллектив поделен на две группы, которые сформированы на основе работы методических объединений “Дома молодежи”: “Изо и декоративно-прикладного творчества” руководитель педагог дополнительного образования Васильева Г. А. , “По хореографии, вокалу, театру, фитнесу” руководитель педагог дополнительного образования Никифорова О. В.

Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в нашем учреждении дополнительного образования, является не столько желание администрации учреждения и ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.

Образно говоря, наше учреждение можно представить в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое объединение - отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности учащихся.

Хороший педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура нашего учреждения в целом создает необходимые условия для того, чтобы ее выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.

Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Наш коллектив условно можно разделить на две группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.

(таблица по стажу, по категориям)

Квалификация и педагогический стаж:

Высшую кв. категорию I кв. категорию II кв. категорию
1 11 3
до 5 лет от 5 - 10лет от 10 - 20 лет более 25 лет
6 3 11 1

Первая группа – это педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями. К ней можно отнести педагогов высшей и первой категории. Эти педагоги являются главными проводниками новых методик, технологий, диагностического инструментария.

Вторая группа педагогов – это группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые педагоги. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а учащиеся, родители, администрация ожидают от них столь же высокого профессионализма. Для помощи молодым педагогам в "Центре" организовано функционирование школы молодого педагога.

Задача первого этапа педсовета: “Составить профессиональный портрет современного педагога дополнительного образования”.

Попробуем составить портрет в ходе деловой проективной игры Портрет (время работы 5 - 6 минут).

Для удобства и скорости работы на этом этапе каждому участнику педагогического совета ранее была предложена анкета для самостоятельного заполнения, которая включает следующие вопросы: что должен знать и уметь педагог, качества личности педагога, мнение о современном педагоге дополнительного образования.

Проходит обсуждение полученных результатов в группах, итог работы групп - таблица, заполненная от имени всей группы.

(звучит музыка, группы работают)

Задача второго этапа: в ходе коллективного обсуждения выявить представления педагогов о понятии педагог-профессионал.

Руководитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновывает позицию группы, объясняя, почему-то или иное качество, свойство, значение должны быть присущи педагогу-профессионалу. Остальные участники педсовета могут задавать вопросы, выступать в качестве оппонентов. В сводной таблице (таблица 1) фиксируются позиции, которые одобрены большинством педагогов.

Те предложения групп, которые были отвергнуты большинством, также фиксируются для вторичного анализа (таблица 2).

(пока заполняется сводная таблица проводится игра "Педагогические ситуации")

(сводная таблица 1)

Профессиональный портрет современного педагога

Педагог должен знать Педагог должен уметь Качества личности педагога Особое мнение о современном педагоге (эту графу заполните по своему усмотрению)
       

В ходе заслушивания всех групп выявляется картина отношения педагогического коллектива, к поставленной проблеме: “Мы думаем, что современный педагог-профессионал должен быть таким…”

Уважаемые коллеги, обратите ваше внимание на таблицу (таблица 2 на экране), которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных в нормативных документах по аттестации педагогов дополнительного образования, с целью: выявить, насколько наш “коллективный портрет” педагога-профессионала соответствует “нормативному”.

Должностные обязанности педагога Педагог должен знать
1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их разнообразную творческую деятельность. 1. Конституцию РФ.
2. Комплектует состав обучающихся объединения и принимает меры по сохранению его в течение срока обучения. 2. Законы РФ.
3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. 3. Решения Правительства РФ и органов образования по вопросам образования.
4. Соблюдает права и свободу обучающихся. 4. Конвенцию о правах ребенка.
5. Участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. 5. Педагогику.
6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения. 6. Психологию.
7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса. 7. Возрастную физиологию и гигиену.
8. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию. 8. Методику поиска и поддержки талантов.
9. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии. 9. Содержание, методику и организацию эстетической, туристской – краеведческой, досуговой и др. деятельности, отдыха и развлечений.
10. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях. 10. Программы занятий объединений.
11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 11. Основы детских коллективов.
12. Повышает профессиональную квалификацию. 12. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выводы:

  • Для успешной деятельности необходимо переосмыслить свои представления о себе как о профессионале;
  • Следует четко знать квалификационные требования, которые предъявляются к педагогу в ходе аттестации;
  • Наши знания о самих себе поверхностны, что может быть помехой в определении уровня истинной квалификации педагога.

Коллегам предлагается заслушать результаты анкеты “Педагог дополнительного образования глазами учащихся”. Цель этой анкеты: выявить и показать педагогам, какие качества ценят в педагогах воспитанники “Дома молодежи”.

Анкетирование среди учащихся "Дома молодежи" проводилось анонимно. Это дало возможность респондентам быть откровенными при выборе ответов. Опрошено 45 детей в возрасте от 8 до 18 лет. Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

(анкета учащихся на экране)

Анкета “Педагог дополнительного образования глазами учащихся”

Объединение

Дата опроса

Пол_________ ___

Возраст_____

Критерии оценки:

Если качества педагога проявляются:

  • Всегда – 5 баллов;
  • Достаточно часто – 4 балла;
  • Редко – 3 балла;
  • Очень редко – 2 балла;
  • Отсутствуют – 1 балл.
Качества педагога Баллы
1 . Умеет вызвать интерес к учебному занятию, объединению.  
2. Доступно разъясняет сложные вопросы.  
3. Готов объяснить непонятное, оказать помощь.  
4. Умеет создать на занятии психологически комфортные условия.  
5. Требователен и справедлив.  
6. Уважительно относится ко всем учащимся.  
7. Эрудирован.  
8. Обладает чувством юмора.  

Выводы по анкете учащихся.

Рабочая группа из педагогов вносит коррективы в таблицу “портрет современного педагога дополнительного образования” на основании результатов анкетирования учащихся и готовит проект решения педагогического совета.

В это время коллеги знакомятся с мнениями родителей, учащихся “Дома молодежи” о современном педагоге дополнительного образования, о его значимых качествах?

(интервью детей, родителей)

Любому педагогу важно уметь регулировать свое психо-эмоциональное состояние. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги. Я предлагаю вам зачитать несколько педагогических настроев.

(каждый участник педсовета получает педагогические настрои, затем каждая группа зачитывает по одному настрою)

Настрой на учебное занятие.

Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящее занятие. Мысленным взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете. Я хорошо чувствую атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план занятия и что я должен на нем сегодня делать. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время занятия я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой.

Настрой на проверку.

Сегодня ко мне на занятие придут проверяющие. Для меня это не очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто-то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собран и спокоен.

Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе!

Настрой на серьезный разговор.

Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт.

Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер я могу держать удар.

Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.

Подводя итог вышесказанному, я думаю, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установок.

Проанализируем сводную таблицу: "современный педагог-профессионал должен быть таким…"

(вывешивается таблица)

Слово предоставляется председателю педагогического совета для ознакомления с проектом решения педсовета.

(голосование)

Резюме после педсовета.

Проанализируем, какой же опыт смогли вынести педагоги после педсовета, организованного подобным образом.

Во-первых, сама постановка проблемы, вскрытие названных выше противоречий оказались интересны большинству педагогов и мотивировали их дальнейшую деятельность.

Во-вторых, отсутствие ограничений в выражении мыслей, своего видения проблемы сделали работу групп творческой и продуктивной.

В-третьих, групповая форма работы позволила педагогу не только выразить свое мнение, но и сопоставить его с мнением коллег, уточнить, осмыслить, обосновать, в чем-то пересмотреть свои представления.

В-четвертых, новая информация, преподносимая в ходе педсовета, не навязывается, а подается в качестве материала для размышления, сопоставления, анализа.