Цикл интеллектуальных игр для младших школьников "Через игру к познанию города"

Разделы: Внеклассная работа


1 этап ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-х КЛАССОВ

  1. Известно, что Яранск – один из древневятских городов. А сколько лет нашему городу?
  2. Какое название носила в прошлом наша главная улица? (Троицкая)
  3. Название церквей в г.Яранске и их местонахождение.
  4. Существует легенда об удивительном памятнике. Как будто при его строительстве каждую ночь таинственно исчезала каменная кладка. Суеверные каменщики уже начали роптать и строительство грозило сорваться, как однажды был схвачен местный язычник, который и занимался разрушением. Как гласит предание, рабочие замуровали его в стену. О каком памятнике идет речь? (Троицкая колокольня)
  5. Как называется река, протекающая по юго-востоку Яранского района? Как называется приток реки Ярани? (р.Лум)
  6. Какие известные мастера жили в г.Яранске и чем они знамениты? (Яков Санников (велосипед), Леонтий Шамшуренков (самобеглая коляска))
  7. Каких зверей можно встретить в наших лесах?
  8. Чем богаты леса нашего края?
  9. Какие поселки расположены недалеко (по соседству) с Яранском? (Тужа, Кикнур, Пижанка, Санчурск)
  10. Какое здание находится по адресу: ул. К.Маркса, 27 и чем оно знаменито, что связано с ним? (Музей. В этом здании 3 февраля 1918 года проходил 1 уездный съезд Советов, в 1918 году 4 августа на балконе этого здания был устанволен пулемет в момент подавления контрреволюционного выступления в Яранске))
  11. Длина реки Ярани (151км)
  12. Что является истоком р.Ярани? (Родник в Верхоуслинском округе
  13. Какие полезные ископаемые находятся в Яранском районе? (Торф, глина цветная, гравий, мумие)
  14. Какая самая любимая игра была у детей военной и послевоенной поры? (Лапта)
  15. Какое единственное материковое озеро в Яранском районе вы знаете? (Никулятское)

Литература:

  1. М.И.Кутюков “Яранск”
  2. В.М.Мансуров “Родной край”
  3. А.И.Лахман “Наш край” (№ 4, 2000г; № 3, 1999г; № 2, 1998г; № 2, 1997г

2 этап “МИР ВОКРУГ НАС”

(интеллектуальная игра для учащихся младшего школьного возраста)

Цели:

  • Развитие интереса и стремления учащихся больше узнать о родном крае
  • Воспитание любви к родному краю, городу, а также бережного отношения к природе
  • Расширение кругозора и круга общения младших школьников
  • Воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе

Участники: учащиеся начальных классов школ города

Подготовка:

  • Подготовить команды школ города
  • Встреча с музейными работниками. Беседы “Хорошо ли ты знаешь свой город, край”, “Природа нашего края”

Методобеспечение:

  • Оформление сцены в стиле деревенской улицы
  • Стенды: достопримечательности города (фото), птицы нашего края
  • Таблицы: животные области; кроссворд “Моя родословная”; судейская таблица
  • Музыкальное оформление:
    • Русские народные мелодии
    • Эстрадные обработки народных песен
  • Реквизит:
    • Костюмы героев: Баба Яга, Домовенок, Кот
    • Бумага, ручки
    • Плакаты со словом “КОЛОКОЛЬНЯ”
    • Вопросы к конкурсам
    • Дипломы, грамоты
    • Призы, подарки
    • Ширма
    • Куклы к кукольному спектаклю
  • Литература:
    • М.Кутюков “Яранск”, 1984г
    • Соловьев “Сокровища Вятской природы”, 1986г
    • “Животные и растения Кировской области”, 1988г
    • Материалы Яранского краеведческого музея

МИР ВОКРУГ НАС

Звучат сказочные позывные. На сцену выходит домовенок Кузя.

КУЗЯ: Скучно! Грустно! Тошно! Учусь, учусь, полгода уж учусь! У меня уж цвет лица портится начал! (прихорашивается, глядя в зеркало) Ой, я кажется, худею! Бабуля! Я Кузьма или не Кузьма? (хнычет).

Появляется Баба Яга

Б.Я.: Кузенька, внучек, Кузенька! Ну, не хнычь, сердце кровью обливается. Хочешь, в кино сходим, “Ералаши” посмотрим, про школу, про детей?

КУЗЯ: Опять ты, бабуля, за свое? Не хочу учиться, хочу веселиться!

БАБА ЯГА: Внучек повеселиться хочет! Кот, а Кот!

КОТ: Ну, чего еще?

БАБА ЯГА: Золотко наше бриллиантовое веселиться хочет! Скучает! Если ничего не придумаешь – кормить не буду!

КОТ: Отдала бы ты его обратно девчонке Наташе. Надоел уже.

БАБА ЯГА: Цыц, у меня!

КОТ: (вздыхает) Могу недорослей в качестве друзей пригласить, есть несколько умных.

КУЗЯ: Не хочу умных, хочу эрудированных! Тех, кто много читает и много знает!

КОТ: (про себя) Эрудированных! А как я узнаю эрудированные они или нет?

КУЗЯ: А в городе у Наташи все друзья и подружки эрудированные.

БАБА ЯГА: Сейчас это словечко в моде, соглашайся, Кот!

КОТ: (достает из кармана телефон, набирает номер) Алло! Кооператив знаний? С вами говорит Кот! Нет, не ученый. Сам по себе Кот! Есть заказ: пришлите нам эрудитов на время. Как для кого, для домовенка Кузи. О! Спасибо! (выключает телефон) Присылают эрудитов. Начитанных, умных-разумных. Целых _________(число) команд!

БАБА ЯГА: Слышишь, Кузенька!

КУЗЯ: Ура! Играть будем! Буду у них знания проверять. Пойдем, бабуль, достанем волшебную книгу.

БАБА ЯГА: И то верно, внучок! А ты, Кот, встречай гостей!

КОТ: Встречать, так встречать, я приглашаю к себе команды.......

Музыка, команды поднимаются на сцену.

КОТ: Кто вы такие? Откуда? Отвечайте громко, четко, быстро!

Представление команд-участниц.

Входят Баба Яга и Кузя

КОТ: А оценивать игру будут Баба Яга, Кузя и совет Мудрейших!

Представление жюри

БАБА ЯГА: Садись, Кузенька! Устроим небольшой экзамен твоим новым друзьям. Начинай, Кот!

Звучат фанфары. Далее всю игру проводит Кот.

1 тур “ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ” (проходит по типу игры “Звездный час”)

Внимание на стенд! На этих фотографиях изображены действующие предприятия нашего города: элеватор, механический завод (в 30-е годы), ликероводочный завод (послереволюционная фотография). Назовите:

  • Самое старое предприятие
  • Самое молодое

Оценка жюри по 5-балльной системе.

Этот дом располагался на бывшей Успенской улице. В нем были торговые ряды (магазины) купцов Носовых. Сейчас же этот центр культурного отдыха яраничей. Назовите здание и улицу, на которой оно находится. (Центр досуга, ул.К.Маркса)

На стенде три фотографии: Дом культуры, МОУ СОШ № 1, краеведческий музей.

Обращается к следующей группе фотографий.

Перед вами фотографии трех культовых сооружений (церквей): Благовещенская, Троицкая, Успенский Собор. Вопрос:

  • Существует предание, согласно которому в колокольне одной из этих церквей замурован человек. В какой? (Старотроицкая)
  • Эта церковь была построена в XVII веке почти на окраине нашего города. Говорят, что ее строительство связано с пребыванием в Яранске членов семьи Романовых (царской семьи). Назовите эту церковь. (Благовещенская в городском саду)

Обращаю внимание на последние три фотографии стенда: памятник “Победители”, памятник Ваганову, памятник В.И.Ленину. Вопросы:

Назовите памятник, построенный в честь героев Великой Отечественной войны в г.Яранске (Победители)

Этот памятник открыт в честь нашего земляка – героя Советского Союза …..(Ваганова)

2 тур “МОЯ РОДОСЛОВНАЯ” (командам предлагается решить кроссворд)

  1. Дед твоего отца
  2. Мамин брат тебе дядя, а ты ему…
  3. Все твои родственники
  4. Мама твоих родителей
  5. Сестра твоей мамы или папы
  6. Дочь твоих родителей тебе…
  7. Как ты будешь называть мужа своей сестры?

Ответы:

  1. Прадед
  2. Племянник
  3. Семья
  4. Бабушка
  5. Тетя
  6. Сестра
  7. Зять

3 тур “ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ” (проходит в три конкурса)

1 конкурс “Угадай птиц” - двум членам команды предлагается угадать и написать 10 зимующих птиц (по таблице).

Пока проходит конкурс, зрители смотрят спектакль театра кукол.

2 конкурс “Веришь – не веришь” - конкурс капитанов

Вопросы к конкурсу:

  1. Верите ли вы, что помидор называют “золотым яблоком”? (Да, в переводе помидоро – золотое яблоко)
  2. В Древней Греции капуста была очень популярна и использовалась в лечебных целях. В наше время стала ли она главным овощем? (Да)
  3. Верно ли, что ромашки закрываются перед дождем? (Нет, закрываются васильки)
  4. Правда ли, что шиповник служит кормом для свиней? (Нет, это дуб)
  5. Про липу говорят, что это самое медоносное дерево. Так ли это? (Да)
  6. Верите ли вы, что картофель называют земляным яблоком? (Да)
  7. Правда ли, что дуб самое высокое дерево нашего района? (Нет, это сосна)
  8. Скажите: сморчки и шампиньоны – это ядовитые грибы? (Нет, съедобные)
  9. Говорят, что белый гриб обладает способностью излечивать болезни. Так ли это? (Да, замедляет рост раковых клеток.)
  10. Правда ли, что ветви ивы используют для изготовления сувениров? (Да)
  11. Верите ли вы, что из крапивы, лопуха, хвоща полевого можно приготовить много вкусных блюд? (Да)
  12. Верно ли, что береза, осина, пихта – лиственные деревья? (Пихта – хвойное)
  13. Верите ли вы, что растение Иван-да-Марья добывает себе воду не из земли, а из корней другого растения? (Да)
  14. Правда ли, что растение мать-и-мачеха занесено в Красную книгу и считается редким? (Нет)

3 конкурс “Описание животных”. Командам зачитывается описание какого-либо животного, обитающего в нашей области. Задача игроков: узнать по описанию и поднять картинку с изображением животного.

? Речь идет о самом известном диком животном, устраивающем свое логово между корнями деревьев, под кучей хвороста или в дупле старой ивы. В непогоду все время лежит в норе, а в хорошую погоду рыскает в поисках добычи. Добычей становятся разные животные: от косули до майского жука, но чаще всего, это мыши. Очень часто нападает на домашнюю птицу. При быстром беге свой хвост держит на вытяжку, а при ходьбе волочет по земле. Часто сидит на задних лапах, как собака. Да и голос напоминает отрывистый лай. О нем упоминается в пословицах, поговорках, сочинено много песен, басен. (Лиса)

? Везде, где есть рощи и леса можно найти этого зверька. Мех его ценится очень высоко, поэтому, в пушной торговле его называют “теле-утка”. Зверек постоянно находится в движении. Прыгает так хорошо, что может и не сходить на землю. Его можно назвать обезьяной наших лесов. Строение тела прекрасно приспособлено к такой жизни: на лапках острые коготки, а хвост служит и рулем и парашютом. В зависимости от времени года ест плоды или семена растений, ягоды, зерна, грибы, орехи. (Белка).

? Это животное знакомо вам с раннего детства. Туловище короткое, морда вытянута, глаза, уши и хвост маленькие. Питается от ягод, плодов и зерна – до личинок, насекомых, рыбы и птицы. Задние ноги длиннее передних, поэтому, в гору он бежит быстрее, чем по ровному месту. Огромная сила и крепкие когти облегчают ему лазанье по деревьям. С приближением зимы готовит себе жилье и впадает в спячку. (Медведь).

? Его знают почти все. У него острая мордочка, черные глазки, большой рот, широкие уши. Живет в одиночку. Место для гнезда выбирает под хворостом или в глухом кустарнике и устилает его листьями, соломой. Зимой впадает в спячку. Обладает отличным слухом, а обоняние помогает находить пищу. Истребляет в огромном количестве жуков и личинок. Ловок в борьбе со змеями. (Еж)

? Этот вид животного обитает как на равнинах, так и в полях и лесах. Питается растениями, но не щадит и деревья. Днем обычно лежит, спрятавшись в какой-нибудь ямке или норке, а ночью бродит, отыскивая пищу. Ходит неуклюже: длинные задние ноги затрудняют движение. Зато на полном бегу ему нет равных. Часто животное топает задними ногами, выбивая настоящую дробь. Это топанье выражает и страх, и гнев или служит предостережением. Поэтому, недаром в игрушках его часто изображают барабанщиком. (Заяц)

Во время подготовки команд к тому или иному туру, можно провести игры со зрителями:

  • Аукцион улиц нашего города
  • Аукцион “Знаешь ли ты предприятия города?”
  • Кто больше составит слов из слова “КОЛОКОЛЬНЯ”
  • Выступление театра кукол
  • Выступление солистов вокальной студии
  • Выступление танцевального коллектива.

БАБА ЯГА: Ну, что, Кузя, всех проверили? Пожалуй, и нам с тобой домой идти пора.

КУЗЯ: Постойте, ведь сегодня праздник!

БАБА ЯГА: Праздник, Кузенька, праздник!

КУЗЯ: А где гостинцы заморские?

КОТ: И то верно, какой праздник без призов, да подарков. Кто у нас отвечает за подарки? Жюри?! Вам слово.

Подведение итогов. Награждение победителей.

3 этап “ДОМА РАССКАЗЫВАЮТ”

(игра-ориентирование на улицах города)

Цели и задачи:

  • Активизация интереса учащихся к родному городу
  • Формирование знаний об истории своего города
  • Развитие интереса ребят к прошлому
  • Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину и бережного отношения к памятникам истории.

Время проведения:

Участники: учащиеся 4-5 классов школ города

Подготовка:

  • Изучение истории зданий города Яранска
  • Составление вопросов к игре
  • Составление маршрута игры
  • Разработка конкурсной программы
  • Подготовка команд школ города
  • Ксерокопирование фотографий

Реквизиты:

  • Колокол
  • Ручки, картон

Литература:

  • М.Кутюков “Яранск”, 1984г
  • Сборник “Наш край” №№ 1-4
  • Материалы Яранского краеведческого музея.

ПЛАН ИГРЫ:

С ударом колокола, команды, собравшиеся у Дома детского творчества, получают запечатанные в конвертах задания, зашифрованные в форме рассказов – загадок описания зданий.

Командам необходимо расшифровать эти адреса, проставить их в маршрутном листе, и в течение часа пройти свой маршрут, включающий 5 объектов, у каждого из которых ребят поджидают ассистенты, задающие вопросы и оценивающие знания команд.

Оцениваются: скорость прохождения маршрута, правильное составление схемы маршрута и точность ответов. Один из вопросов – узнать здание по фотографии.

Вопросы к игре на местности “Дома рассказывают”:

- В 1822 году здание являлось духовным училищем - 10 баллов

- Позднее в нем располагался Марийский педагогический техникум - 5 баллов

- В 60-е годы – это школа-интернат - 1 балл

(МОУ СОШ № 5)

- Это здание первоначально принадлежало Городской Управе - 10 баллов

- Позднее в нем располагались общественный банк и публичная библиотека - 5 баллов

- Сейчас это здание переоборудовано под квартиры - 1 балл

(ул.К.Маркса, д. 12)

- В 50-е годы здание занимала сельскохозяйственная школа - 10 баллов

- Позднее детские ясли № 1 - 5 баллов

- Затем детский сад “Теремок” - 1 балл

(Краеведческий музей)

- Дом купцов Носовых - 10 баллов

- В разное время здесь были типография Глушкова и почта - 5 баллов

- Яраничи знают этот дом, как детский сад № 3 - 1 балл

(Начальная школа № 2)

- Здание бывшего полицейского управления - 10 баллов

- Находится на бывшей Успенской улице - 5 баллов

- “Магазин” по продаже лекарства - 1 балл

(Здание аптеки № 22)

- Дом купца Родигина на бывшей Казанской улице - 10 баллов

- На первом этаже размещался кустарный музей Земства - 5 баллов

- Здание типографии - 1 балл

(На какой улице находится)

- Дом купца Калинина на ранее Успенской улице - 10 баллов

- В нем размещался музей - 5 баллов

- Сейчас отдан весь библиотеке - 1 балл

(Какой?)

- Дом купца Коробова (по другим сведениям Петелина) - 10 баллов

- Здание было когда-то Домом культуры - 5 баллов

- Яраничи помнят его как Дом пионеров - 1 балл

(Канцтовары)

- Склады купца на бывшей Успенской улице - 10 баллов

- Рядом со складом был жилой дом этого купца. Он находится на углу улицы Ленина и Гоголя - 5 баллов

- Сейчас это здание швейной фабрики - 1 балл

(Назови улицу)