Занятие обобщения и систематизации материала по теме: "Основы плоскорельефной резьбы"

Разделы: Технология


Данное учебное занятие входит в систему занятий дополнительной образовательной программы «Резных дел мастера», целью которой является - создание педагогических условий для формирования духовно – нравственной   личности  ребенка посредством    приобщения его к народному искусству резьбы по дереву.  Данная программа предназначена для обучения детей и подростков 12 – 17 лет в детском объединении «Резьба по дереву» и рассчитана на три года обучения.

Вашему вниманию предлагается учебное занятие 2 года обучения по теме «Основы плоскорельефной резьбы».

Разработанное учебное занятие имеет триединую дидактическую цель:

  • Образовательная  –  создать условия для обобщения  и систематизации изученного материала по теме «Основы плоскорельефной резьбы»;
  • Развивающая – способствовать развитию  умений аналитической деятельности воспитанников ранее изученного материала, способствовать развитию  умений обучающихся   работать в группе;
  • Воспитывающая – способствовать формированию личностных качеств воспитанников: нести  ответственность за выполнение порученного дела, доводить начатое дело до конца; способствовать формированию трудолюбия, аккуратности, толерантного отношения в группе.

Тип занятия: обобщение и систематизация ЗУН

Форма занятия:  ролевая деловая игра «Мастерская»

На занятии присутствуют фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная формы организации познавательно-творческой деятельности.

Занятие построено на следующих  методах обучения:

практический;
создание ситуации успеха;
наглядный;
словесный;
частично-поисковый;
рефлексивный.

Методическое обеспечение занятия:

орнаменты различных видов техник  резьбы;
таблица для  сравнения плоскорельефной и абрамцево-кудринской резьбы;
рисунки орнаментов разноуровнего исполнения плоскорельефной резьбы;
ведомости учета условных денег;
наборы резаков, необходимых для выполнения плоскорельефной резьбы; 
доски 5 см x7 см.;
калька

Данный материал рекомендуется использовать в практике работы педагогов дополнительного образования, учителей технологии общеобразовательных школ.

Практическим результатом обучения воспитанников по программе «Резных дел мастера» 2 года   являются творческие работы учащихся.

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия Время
(мин)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный 1 Психологически настраивает детей на занятие. Проверяет списочный состав группы. Готовятся к занятию
2. Целеполагание и мотивация 1-2 Определяет тему занятия, дает установку на определение цели для каждого индивидуально, мотивирует на конечный результат Знакомятся с темой занятия,
определяют цели и задачи, настраиваются на достижение поставленной цели
3. Основной

 

 

 

1) Повторение и обобщение темы «Плоскорельефная резьба»

 

 

 

 

 

 

 

 


2) Выполнение

орнамента плоскорельефной резьбы

и составление общего рисунка

2

 

 

 

5

 

 

 

 

5

 

 

 

 


20

Разъясняет правила игры, предлагает распределение должностей и объясняет их обязанности.

 

 

Предлагает выполнить задание: выбрать из имеющихся рисунков определенный вид резьбы.

1 б. – плоскорельефная резьба
2 б. – абрамцево-кудринская резьба.

Стимулирует обучающихся с помощью условных денежных единиц.

Предлагает выполнить задание: выделить сходства и различия плоскорельефной и кудринской резьбы по признакам; данные заполнить в таблицу. Присваиваются условные деньги команде.

 

 


Выдает рисунки трех уровней сложности. Предлагает выполнить задание: каждому выполнить резной орнамент по выбору. Затем из готовых резных заготовок составить общую работу. Раздает условные деньги

Делятся на 2 бригады, выбирают роли, внимательно воспринимают материал.

 

Обсуждают, выбирают, отвечают, обосновывают

 

 


Выполняют задание: обсуждают, записывают, отвечают. Каждая команда дает ответ на один признак сравнения. Другая команда корректирует и дополняет.

Выполняют резьбу, составляют общий резной орнамент.

4. Подведение итогов (рефлексия) 7

 

 

 

 

2

 

 

1

Предлагает обучающимся:

– из имеющихся работ выбрать лучшую, им выдает условные деньги;
– бухгалтерам дает задание подсчитать условные деньги и распределить зарплату каждому.

 

Предлагает ребятам проанализировать свою деятельность с помощью наводящих вопросов.

 

Просит определить степень удовлетворенности своих результатов на занятии показать ее на руке по количеству выброшенных пальцев.

Выбирают и отдают свой голос в пользу лучшей работы. Подсчитывают условные деньги, распределяют их по работе каждого.

 

Анализируют свою работы, отвечают на поставленные вопросы.


Рефлексируют свою психологическую удовлетворенность и показывают ее.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

–  Здравствуйте, ребята! Я  рада видеть вас сегодня  на   занятии. Давайте посмотрим кого нет на занятии? (проверяется списочный состав группы). По какой причине? Хорошо. Готовимся к занятию. Сегодня нам понадобятся остро  заточенный   карандаш  2М,  ручка,  ваши  знания,   деловой  настрой  и  хорошее настроение.

–  Итак, ребята, скажите какой вид резьбы мы с вами изучаем с начала учебного года? (Ответы ребят — плоскорельефную резьбу)

Правильно,  в  течение  4 месяцев мы с вами узнали многое о плоскорельефной резьбе. И сегодня я предлагаю вам  вспомнить  весь изученный  материал по  теме - «Основы плоскорельефной резьбы».

Для начала я предлагаю каждому из вас определить собственную цель занятия: кто-то пропустил много материала и на сегодняшнем занятии он узнает для себя новое, кто-то не до конца уяснил разницу между плоскорельефной и абрамцево-кудринской    резьбой, а кто-то, имея полный запас знаний, сможет привести их в систему.

– И сейчас я  попрошу каждого сказать  свою собственную цель занятия. А по итогам занятия  мы посмотрим насколько успешно вы достигли поставленной цели (каждый из ребят сообщает свою цель, поставленную на занятии).

–  Занятие пройдет в виде деловой ролевой игры «Мастерская».

–   Давайте    подумаем,  что такое  мастерская?    (Ответы   ребят)

–  Люди каких профессий работают в мастерской? (Ответы ребят)

–   Давайте и мы с вами попробуем условно создать две мастерские.

- Разделитесь, пожалуйста, на две группы (методом выбора по очереди)

–  В своей бригаде распределите должностные роли. Познакомьтесь со своими обязанностями. (см. Приложение 1)

–  Как мы уже выяснили раньше, результатом работы мастерской является какой-либо продукт. В нашем случае это будет выполнение определенных заданий. Каждый ответ оценивается условными деньгами, которые вы сможете положить «на счет» своей бригады. Готовы?

–  Итак, начнем. Задание № 1. Вам в мастерские прибыл первый заказ – необходимо выбрать из имеющихся рисунков заданный  вид резьбы и найти отличительные особенности   этого рисунка. 1 бригаде – найти рисунок  плоскорельефной резьбы, 2 бригаде – рисунок абрамцево-кудринской резьбы.

рисунок 1


 Правильный    ответ   стоит   50  условных    единиц.   Время выполнения 3 мин.  (Выдает   рисунки. Дети выполняют задание).

–   Время  вышло.    Спасибо за работу.  Давайте  услышим   ответы.   Бригадиры,  кто  отвечает?   (Ответы ребят  оцениваются,    присваиваются  каждой  команде условные деньги. Бухгалтеры ведут учет поступаемых средств).

– Задание № 2.  Вам предлагается выделить сходства и различия плоскорельефной и кудринской резьбы по 5 признакам, определенным в таблице. (см. Приложение 2) (Педагог выдает таблицы). Каждый правильный ответ оценивается в 50 условных денежных единиц. Вам дается возможность заработать максимально 250 единиц условных денег. Время выполнения – 5 мин. (Дети выполняют задание).

–  Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Пусть каждая команда по очереди   даёт ответ на  один из признаков сравнения, а другая команда корректирует и дополняет ответ. (Обучающиеся выделяют сходства и различия видов резьбы, оценивают каждый ответ. Педагог выдает условные деньги)

Следующее задание №3 носит практическую направленность. Необходимо каждому из вас выполнить резьбу одного орнамента плоскорельефной резьбы, а затем всей бригадой составить общую резную композицию из имеющихся орнаментов. (Педагог выдает доски размером  5см.х7см, кальку, рисунки).  Вы можете выбрать из трех предложенных рисунков узор свого  уровня    сложности, соответствующий      вашим   возможностям  и вашим умениям. А также можете проявить своё творчество и создать собственный орнамент.

Рисунок 2

Однако, прежде чем начать работу,  давайте вспомним правила техники безопасности при работе с резаками.  Каждый правильный ответ оценивается в 10 условных единиц.    (Педагог проводит устный блиц – опрос. Бухгалтеры ведут учет поступаемых средств).

Блиц-опрос:

1. Как нужно располагать руки на заготовке при резьбе?
2. Как правильно передавать резаки друг другу?
3. Что нужно делать, если вы закончили вырезать одним резаком и хотите работать другим?
4. Где хранят резаки?
5. Как правильно организовать рабочее место?
6. Что может случиться, если не выполнять правила техники безопасности?
7. Какая первая помощь при порезах?

– Хорошо. Приступаем к   практической работе. Время  выполнения   15 мин.

 (Педагог    следит   за   техникой     безопасностью    при    работе    с   резаком, корректирует действия ребят).

–  Время вышло. Перед тем как оценить работы  обеих бригад давайте вспомним критерии качества резьбы. (Обучающиеся называют  критерии качества).

Требования к качеству

  • точные линии;
  • гладкий срез;
  • без сколов;
  • одинаковая глубина выемок.
  • без остатков

Каждый  правильно выполненный критерий одной работы  принесет команде 5  условных единиц. Бригады оценивают работы друг у друга. (Педагог корректирует и дополняет работу ребят, выдает условные деньги).

–   Итак,  первая бригада заработала  ...условных денег,  а вторая бригада –  ... Бригадиры, занесите их в ведомости.

–  А сейчас я вас попрошу выбрать самую лучшую работу. Каждой работе присваивается свой номер (1,2,3 и т.д.). Вам    необходимо выбрать только одну наиболее понравившуюся работу и отдать за неё свой голос.

–  Итак, большее количество голосов набрала ... 1 место...Эта работа оценена в 50 условных единиц. 2 место..., она набрала 40 условных единиц и 3 место .... Ей дается 30 условных единиц.  Эти ребята принесли в свою бригаду дополнительный заработок. Бухгалтера, посчитайте итог. Сколько же заработала бригада денег всего за занятие? И распределите эти деньги на зарплату каждого по активности и результативности их работы. (Идет подсчет денег и их распределение).

–  По количеству заработанных денег мы сможем узнать, насколько плодотворно каждый из вас поработал на занятии и в соответствии с этим будет поставлена оценка работы по 10-балльной системе

–  Наше занятие заканчивается. Вернитесь на начало занятия, вспомните ту цель, которую вы ставили перед началом работы. И скажите, достигли ли вы ее в течение занятия,  все ли  у вас получилось? Довольны ли  вы результатом  своей работы? И покажите, пожалуйста, мне свою удовлетворенность по количеству выброшенных пальцев на руке. На счет 1,2,3. Спасибо.

– Ребята, скажите, пожалуйста:

1. Было ли полезным для вас это занятие?
2. Для чего оно было необходимо?
3. Пригодится ли вам этот материал в будущем?
4. Что именно понравилось на занятии?
5. Что не очень получилось?

– Подводя итог сегодняшнего занятия, могу сказать, что вы успешно справились с заданиями и хорошо владеете материалом по теме «Основы плоскорельефной резьбы». Мне сегодня очень понравилось  с вами работать. Занятие закончено. До свидания.