Внеклассное КТД на тему: "Овеянные славою флаг наш и герб"

Разделы: Внеклассная работа


Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей историей горжусь.
Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной
И счастливою, Россия, будь!

 XXI век для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знание в области истории и культуры России и мира. 

Настоящая методическая разработка представляет собой одну из форм ознакомления учащихся с историей Государственного флага и Государственного герба Российской Федерации.

Воспитание настоящих патриотов – одна из главных задач личностно ориентированного образования сегодняшних школьников.

Цели:

  • формировать высокие гражданские качества учащихся;
  • прививать   любовь и уважение к Государственным символам Российской Федерации;
  • расширить кругозор учащихся об истории создания  герба и флага России;
  • активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся;
  • в ходе подготовки коллективного творческого дела создать необходимые условия для использования информационных технологий и мультимедийных пособий компании «Кирилл и Мефодий».
  • Предварительная подготовка:
  • знакомство с материалами научно-популярных газет и журналов; CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; просмотр диафильма «О чём рассказывают гербы?»; видеофильма «Символы России», «Сокровища Московского Кремля»;
  • шесть пар участников игры-путешествия;
  • награды и благодарности всем активным участникам;
  • таблички с номерами 1,2,3,4,5,6.
  • группа экспертов-консультантов (старшеклассники);
  • музыкальное оформление: Государственный гимн Российской Федерации; песни о Родине, о России.

Оформление:

  • большие плакаты с изображением Государственного флага, Государственного герба и текстом Государственного гимна Российской Федерации;
  • экран для отражения результатов участия в игре-путешествии;
  • эпиграф игры-путешествия;
  • цветные фотографии из настенного календаря «Родина»;
  • игровое демонстрационное поле, на котором поочерёдно меняются задания для участников игры-путешествия.

Участники: учащиеся одного или нескольких параллельных   6-8 классов.

Форма проведения: «Звёздный час».

Содержание игры-путешествия.

Бьют   Кремлёвские  куранты.

Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые гости, граждане России! Сегодня мы проводим коллективное творческое дело и отправляемся в путешествие по страницам истории нашей Родины, чтобы узнать ещё больше о святынях нашего государства, её символах, которым посвящаем наш «Звёздный час».

Представляю вам наших участников. Это ребята, проделавшие большую предварительную работу и кропотливо изучившие интересный материал, который дал им возможность приобщиться к славной истории Отечества, вооружиться знаниями о происхождении флага, герба и гимна Российской Федерации.

Итак, мы начинаем.

Звучит музыкальная заставка игры «Звёздный час».

I этап «Знаешь ли ты?»

Ведущий.

Перед вами, уважаемые участники путешествия, портреты правителей России: царя Алексея Михайловича, царя Петра I, царя Александра I, царя Николая I. В конце 60-х годов XVII века по указу одного из них в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орёл». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», составленных педантичным капитаном Бутлером, упомянуты и материалы, необходимые для изготовления морских знамён и вымпелов – «яловичков» «для воинского ходу потребных». Упомянуто «большое знамя, что живёт на корме». О каком царе идёт речь?

Ответ: Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим.

Игроки поднимают карточки с цифрой, под которой на игровом поле демонстрируется портрет царя Алексея Михайловича, и делают один шаг вперед, если обе цифры совпали.

О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамёна и яловички к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи). Перед вами названия цветов. Какие, по-вашему, соответствуют красному, белому и синему?

На игровом табло вывешиваются или открываются названия цветов:

 1) червчатый, белый, лазоревый;
2) алый, чистый, бирюзовый;
3) бордовый, жёлтый, голубой.

Ответ: червчатый – красный, белый – белый, лазоревый – синий.

Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени, во-первых, уходит довольно глубоко в допетровские времена. Назовите год её появления: 1660, 1165, 1668, 1670.

Ответ: 1668.

Большие изменения в российскую геральдику внёс Петр I. Создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года. Какие мотивы побудили деятельную натуру Петра к крупнейшим переменам в российской геральдике? Перед вами варианты ответов, выберите тот, который, по-вашему, соответствует исторической действительности: 1) события на дальнем Севере и связанные с Белым морем; 2) желание укрепить границы Российского государства; 3) продолжить дело своего отца Алексея Михайловича; 4) увековечить собственное имя в истории России.

Ответ: события на дальнем Севере и связанные с Белым морем. Летом 1693 года, испросив согласие матери, Петр направился в дальний Архангельск. 30 июля северный город встретил его пушечным салютом. Там впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всём. Он принимает решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на соломбальской верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии. В середине сентября Пётр отправился в столицу и, расставаясь, пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою».

В число корабельных «прикрас» были пожалованы три флага, один из которых был сшит из специальной флажной материи – флагдука. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орёл со скипетром и державой. На груди орла был изображён  красный щит с изображением святого Георгия, колющего копьём зеленого дракона.

Ведущий. I этап завершён. Игрок и его помощник, получившие меньшее количество очков-звёзд, покидают игру и становятся активными зрителями. А мы продолжаем наше путешествие и обращаемся к истории Российского герба.

II этап «По воле государевой»

Перед вами вновь портреты царей и правителей России: Ивана III, Ивана Грозного, Екатерины I, Александра II. При каком царе впервые появился герб Московского государства?

Ответ: при Иване III.

При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России –всадником, поражающим змея?

Ответ: при Иване IV Грозном.

Какой царь, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и даёт орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного?

Ответ: Петр I Великий.

Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орёл должен быть чёрным на золотом поле, всадник красный на белом поле?

Ответ: Екатерина I.

В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времён какого царя?

Ответ: Александр II.

Ведущий. Завершён II этап. Игрок, набравший наименьшее количество очков-звёзд, покидает нас и становится активным зрителем. А вот игроку, у которого больше всех звёзд, мы даём право открыть одну из пяти шкатулок (конвертов, коробочек и т.д.). В ней игрок может обнаружить следующие слова: «Подарок» (книга), «Аплодисменты», «Ваши звёзды сгорают», «Дополнительный вопрос», «Ваши очки-звёзды удваиваются».

III этап. «Кубики».

Ведущий выбрасывает на стол десять кубиков с буквами. На игровом  табло появляются те, что оказались сверху. За определённое количество времени необходимо составить из них слова, не повторяя букву дважды.

Пока игроки и их помощники выполняют задание, звучит

«Песня о Родине» В. Лебедева-Кумача и И.О Дунаевского.

Ведущий. Итак, подведём итоги. Выбывает тот, у кого слово содержит наименьшее количество букв и нет совпадений с игроком-помощником. Игроку, составившему самое длинное слово, мы даём очко-звезду. Совпадения также поощрим очком за каждое одинаковое слово. Итак, осталось 3 игрока.

IV этап «Логические цепочки».

Ведущий. Перед вами вопросы, в которых допущены ошибки. Вам необходимо поднять цифру, под которой, по-вашему, утверждается заведомо неправильный ответ.

Сергей Владимирович Михалков – автор гимна  1)«Боже, царя храни!», 2) Гимна СССР; 3) Гимна Российской Федерации.

Белый цвет флага символизирует 1) свободу; 2) благородство; 3) чистоту.

Красный цвет флага символизирует 1) восход солнца; 2) мужество; 3) любовь;

Синий цвет флага символизирует 1) честность; 2) небо; 3) безупречность;

Герб, флаг, гимн – это 1) символы, 2) святыни; 3) национальное достояние.

На Государственном гербе Российской Федерации изображены 1) скипетр; 2) держава; 3) знамя; 4) двуглавый орёл;

В тексте Государственного гимна России есть такие слова: 1) «Россия – священная наша держава»; 2) «Россия – великая наша страна»; 3) «Россия – любимая наша страна».

Ведущий. Итак, по результатам IV этапа двое участников и их помощники вышли в финал. Им предстоит составить слова из букв слова…

V этап. Финал.

Участники финала составляют слова из букв слова государство.

По истечении времени ведущий просит поочерёдно назвать слова, кто назовёт последним, используя имеющиеся очки-звёзды, тот объявляется победителем. Ему предоставляется право сказать слово победителя.

Звучит песня М. Ножкина «Я люблю тебя, Россия!»

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш «Звёздный час». Мы узнали много нового и интересного. Каждому участнику была предоставлена возможность проявить свои способности, расширить свой кругозор, в игровой форме совершить увлекательное путешествие в историю нашего государства.

Мы живём в Отечестве свободном,
Нам судьба единая дана.
Не померкнет свет к тебе любви народной,
Отчий дом, родная сторона.
Мы невзгоды прошлого осилим,
Память павшим жизнью воздадим:
Честь и славу матери-России,
Мирный труд навеки сохраним.
Бой Кремлёвских курантов.

Ведущий. Всех участников игры-путешествия приглашаю выйти на сцену. Все награждаются книгами о Родине, её великих и знаменитых людях и Дипломами за 6,5,4,3,2 место. А победителю мы вручаем Почётную грамоту и библиотечку книг русских писателей.

Звучит песня Д. Тухманова «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».