Музыка колебаний и волн

Разделы: Физика, Музыка


Цели:

  • Образовательная: продолжить формирование знаний о звуковых волнах, видах волн, выяснить сходство и различие между звуком и светом, рассмотреть на примере в чем сходство и различие между музыкальными инструментами (дудочка, гитара, синтезатор) с помощью компьютера (изображения колебаний), формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся.
  • Развивающая: развивать познавательную активность учащихся., их самостоятельности, овладение способами переноса знаний и умений из одной сферы деятельности в другую, развивать коммуникативные способности учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся умение использовать различные виды источников информации, применять новые информационные технологии.

У.М. Ребята, наш урок не случайно начинает музыка великого польского композитора Ф. Шопена. Музыка и физика тесно связаны. Девиз нашего не обычного урока

Приветствую тебя, решимость звука,
И переправа мысли в тишине,
Написанная музыкой наука
О людях, что вокруг, и обо мне…

На сегодняшнем уроке мы не будем говорить о характере музыки, ее образных характеристиках. Разговор пойдет о том, из чего музыка состоит, из чего рождаются прекрасные мелодии, т.е. о звуке. Цель нашего урока – установление взаимосвязи физики и музыки, расширение, углубление и закрепление знаний, полученных на уроках физики по теме “звуковые волны”, на примере звучания музыкальных инструментов, певческих голосов.

У.Ф.: На уроках физики вы изучали звуковые явления, характеристики этих явлений и связь между ними. Эти знания – лишь упрощенное, схематичное описание многообразных звуковых явлений, окружающих человека. Наша жизнь – это крепкая цепь событий, предметов, явлений. Исключить какое – либо звено из этой цепи, (например музыку или физику) – значит нарушить гармонию мира, его целостность. Поэтому сейчас мы поговорим о связи музыки и физики, что поможет вам расширить свои знания о мире звуков. Итак тема сегодняшнего урока “Музыка колебаний и волн”. Из курса физики вы знаете, что звук - это волна и свет – это тоже волна. А какие виды волн вы знаете?

Ученики: Свет – это поперечная волна. Звук – это продольная волна.

У.Ф. А что такое поперечная и продольная волна?

Ученики: Поперечными волнами называются волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны.

Продольными называются волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны.

У.Ф. А теперь давайте послушаем разговор между звуком и светом, и выясним в чем сходство.

(Инсценировка в стихах “Звук” и “Свет”.)

Звук:

Мой дорогой приятель Свет,
Мы встретились с тобою тет-а-тет, ну с глазу на глаз, если не понятно
Встречались, правда мы неоднократно,
Но по душам поговорить с тобою
Не удавалось, и тому виной
Твое движение в пространстве.
Ты, слышал я, в непостоянстве
Находишь радость дней своих
И очень в этом деле лих.
И, думаю, непостоянство это –
Твоя фамильная примета:
То ты частица, то волна!
Зачем раздвоенность нужна
Тебе, властителю Вселенной?
Зачем жить жизнью переменной?
В фотоэффекте ты частица,
Ее назвали люди квант.
Квант выбить электрон стремится
Из атома, и проявиться
У кванта может здесь талант.
Его я в этом не виню,
Свою энергию hv
На совершение работы
Для выхода из вещества
Он электрону даст с разлета –
Судьба у кванта такова.
Но при движении в пространстве,
Ты вдруг становишься волной.
Препятствие в одном из странствий
Тебе вот встретилось, друг мой:
Размер препятствия сравним
С длиной волны, ну, по-иному,
Ты вроде бы как ровня с ним,
И по закону волновому
Ты край препятствий огибаешь,
И вновь идешь не по прямой,
А под углом, и возникает
Со светло-темной чередой
Картина из препятствий тех
Что были в качестве помех
Дифракцией зовут, не так ли,
Такие с волнами спектакли

Свет:

Ты прав, меняю я обличье.
Но что плохого в этом, брат?
У нас с тобою есть отличья
И сходство есть, чему я рад.
Распространяться в сферах разных
Мы можем: я и ты - волна.
В движениях волнообразных
Есть фаза, частота, длина,
Есть амплитуда, между прочим,
И скорость каждому своя.
Волна продольная у звука,
Но поперечная всегда
У света, - говорит наука, -
Пошла различий череда.
Свет будет электромагнитной
В пространстве двигаться волной.
В своей основе первобытной
С упругой связан звук средой.
Но только помни: свет несется
Быстрей тебя в сто тысяч раз.

У.Ф. Итак, в чем сходство между светом и звуком?

Ученики:

  1. Распространяются в разных средах.
  2. Есть фаза, частота, длина, амплитуда скорость.

У.М. А знаете ли вы, кто открыл звукоряд?

(стихотворение о Пифагоре).

Пифагор:

Познал я наконец-то тайны звука,
Настроен инструмент чудесный мой.
Закончилась исканий сладких мука
Гармонии, в которой звуков строй
Ласкает слух и лечит нашу душу,
Дает ей радость, неземной полет.
Приятное звучание разрушит
Болезни тела, радость принесет.
Назвал я монохордом звучный ящик,
В нем струны разной сделаны длины,
И звуков нет для слуха слаще,
Когда касаюсь пальцем я струны.
Вся тайна в длинах струн здесь скрыта,
Они относятся, как целых чисел ряд.
Теперь звучание в аккорд единый слито
Любые две струны в гармонии звучат.
Четвертая струна короче первой
В два раза ровно, этот интервал
Назвал октавой, я клянусь Минервой
Совместный звук их радость излучал.
Потом идет изнеженная квинта.
Здесь струны первую и третью мы берем.
Она их звукового лабиринта
Выводит всех, кто заблудился в нем.
Струн длины первой с третьей – посмотри -
Относятся как числа два и три.
И наконец, послушай кварту, друг
Вторая с первой даст прекрасный звук.
Вторую к первой по длине берем
В пропорции, как тройка к четырем.
Каков закон звучанья струн!

У.Ф. Когда- то люди не имели представления о музыкальных инструментах, и все же музыка звучала. Давайте попробуем ответить: Что первично – музыка, мелодия или звук?

Ученики: Для того чтобы звучала музыка необходимо чтобы музыкальные инструменты издавали звуки (сделать таблички: мелодия, музыка, звук).

У.Ф. Значит звук первооснова, начало музыки.

ЗВУК- МЕЛОДИЯ – МУЗЫКА

У.М. Проиллюстрируем наш вывод поэтическими строками В. Семернина:

Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раската грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье!
И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!
…Вот потому что иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели, рояль и скрипка, и гобой!

У.Ф. У вас на столе лежат музыкальные инструменты. Давайте выясним, какие бывают звуки?

Ученики: Звуки высокого тона – это колебания высокой частоты, например, гитара нам покажет звук высокой частоты; инфразвук - –то продольные волны в среде с частотой изменения менее 20 Гц.

Звуки низкого тона – это колебания низкой частоты, синтезатор – низкой частоты. Ультразвук – это продольные волны в среде с частотой изменения давления более 20000 Гц. (на компьютере виден график, показываемый гитарой и синтезатором)

Видеофрагменты о звуках низких и высоких.

У.Ф. Что представляет собой звук?

Ученики: Звук – это распространение в пространстве упругих волн в частотном диапазоне, воспринимаемом ухом человека, а также физиологическое восприятие этих волн органом слуха.

У.Ф. Как можно получить звук?

Ученики: Звук можно получить издавая их источником звука.

У.М. А теперь посмотрим видеоизображение колебаний, которые получаются при звучании различных инструментов (видеозапись). Мы сформировали группы: духовую, струнную, клавишную и вокальную. Каждой группе даются задания на карточках (звучит музыка, раздаются карточки).

Карточка №1 группа духовых.

  1. Что является источником звука, издаваемого дудочкой?
  2. Чем определяется громкость звука дудочки?
  3. Чем определяется высота тона звука дудочки?
  4. Объясните график колебаний, который получится на компьютере при игре на дудочке?
  5. Пользуясь таблицей музыкальных инструментов назовите “родственников” дудочки.

Карточка №2 Группа струнных.

  1. Что является источником звука в гитаре?
  2. Чем определяется громкость звука, издаваемого гитарой?
  3. Чем определяется высота тона в гитаре?
  4. Объясните график колебаний, который получается на компьютере при игре на гитаре?
  5. В чем секрет скрипок итальянских мастеров?

Карточка №3 Клавишная группа

  1. Что является источником звука в синтезаторе?
  2. Чем определяется громкость звука в синтезаторе?
  3. Какой звук действует на человека менее раздражающе: крайний низкий или крайний высокий?
  4. Объясните график колебаний, который получится на компьютере при игре на пианино?
  5. Расскажите о случае в Лондонском театре?
  6. Во время подготовки играет музыка

У.М. Итак, время на подготовку истекло. Заслушаем ответы группы духовых инструментов.

Ученики: Отвечают.

У.М. Хорошо. Прослушаем аудиозапись исполнения симфонического оркестра. Что общего у солирующего инструмента и рассматриваемых нами духовых инструментов? (Флейта, Гайдн).

Ученики: То, что источником звука является колеблющееся тело.

У.М. Слушаем запись фрагмента “Весна” из “Времена года” А. Вивальди. Теперь заслушаем группу клавишные.

Ученики: Отвечают.

У.М. Слушаем фрагмент сонаты Бетховена.

У.Ф. Скажите какой прибор позволяет настроить весь оркестр?

Ученики: Камертон.

У.М. Прослушаем ноту “ля” на синтезаторе и ноту “ля” на гитаре. Все ноты “ля” звучат по разному из- за того, что у каждого человека и инструмента свой тембр, т.е. окраска звука. Благодаря этому мы узнаем человека по голосу, не видя его. Тембр складывается из обертонов – гармоник и основного тона.

У.Ф. Слушаем вокальную группу.

Ученики: Отвечают.

У.Ф. Подведем итоги урока, на котором мы рассмотрели “музыкальную капель колебаний и волн”, не только закрепляя и углубляя знания о звуке, но и объясняя взаимосвязь физики и музыки, на примере звучания музыкальных инструментов, певческих голосов.

(Оценивание учеников).