Тема урока: "Интонация"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  1. Дать учащимся первоначальное понятие об интонации; учить ставить знаки в конце предложений в зависимости от интонации;
  2. Развивать речь, мышление, воображение учащихся;
  3. Воспитывать любовь к природе, активность на уроке.

Оборудование:

  • карточки со словами: интонация, тема, образ, П (предложение);
  • карточки с буквами слова интонация;
  • изображение джинна Фани, изображение интонации в виде портрета красивой сказочной девушки, нарисованные цветы для украшения доски, изображение бабочки, записи на доске, фонограмма спокойной приятной музыки.

Ход урока

I. Организационный момент (Доска оформлена в виде цветочной поляны)

II. Формулирование учащимися темы и целей урока

- Послушайте, что я вам прочитаю:

У нас гости.

- Что это? (Предложение)

- Докажите. (Ученики называют признаки предложений)

- Над какой большой темой мы работаем на уроках русского языка?

(Предложение)

- Что вы уже узнали о предложении?

(Дети отвечают, учитель открывает на доске карточки с записями)

- Какая еще карточка осталась не открытой?

- Что там написано, мы узнаем сегодня на уроке.

- Чтобы узнать, как звучит тема сегодняшнего урока, прочитайте заколдованную запись. (На доске набор букв)

ЯИЦАНОТНИ

- Какая тема нашего урока? (Интонация)

- Как вы догадались? (Нужно прочитать слово наоборот)

- Как звучит тема сегодняшнего урока? (Интонация)

На доске запись:

*узнать…

*учиться:

1) ?.!

2)

3)

4)

(Узнать, что такое интонация и для чего она нужна; учиться ставить знаки в конце предложений, конструировать предложения, составлять предложения из слов – связывать слова по смыслу, грамотно записывать предложения в тетрадь).

III. Минутка чистописания

- Сегодня на уроке мы окажемся с вами на летней полянке. А вы любите лето?

- Летом всегда много цветов, все они очень красивые. Посмотрите на наши цветы. Какая буква в них спряталась? (Буква О)

- С чего мы начнем урок? (С минутки чистописания)

- Запишите в тетрадях число, а на следующей строке – строчную письменную букву о, и превратите ее в цветок.

IV. Подготовка к восприятию нового материала

1) Игра “Фант”

- Какая самая любимая игра у героя нашего урока - Фани? (“Фант”)

- Что нам для игры необходимо? (Выбрать тему)

- А тему вы узнаете сами, если выполните со мной разминку.

Физкультминутка:

Спал цветок и вот проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
А потом вдруг полетел!

- Кто это? (Бабочка)

- Значит, какая тема игры? (Бабочка)

Учитель помещает изображение бабочки на один из цветов.

- И вот предложения полетели, как птицы, с ваших язычков…(Ученики называют свои предложения)

2) Конструирование предложения

- На какую тему вы составляли предложения?

- Действительно, летом на полянке вокруг цветов так и кружат разноцветные бабочки. А джинн Фаня вам тоже придумал предложение про лето. Вот оно.

(Предложение записано на доске)

Какие? Как?
Растут цветы
Где? Когда?

- Но Фаня так к вам торопился, что некоторые слова в предложении потерял. Зато он принес нам слова-помощники. Какова будет наша цель?

(Сконструировать предложение, или дополнить его)

Ученики по вопросам распространяют предложение. Учитель выслушивает только готовые предложения.

V. Изучение нового материала

1) Понятие об интонации

- Посмотрите внимательно на предложение Фани, чего в нем не хватает?

(Знака в конце)

- От чего зависит знак в конце предложения? Вы это знаете из уроков чтения.

(Знак зависит от интонации)

Релаксация:

- На нашей летней полянке тепло и уютно. Закройте глаза, представьте, что вы сидите на зеленой травке, на неё можно даже прилечь, ложитесь. (Дети ложатся на парты, закрывают глаза, учитель включает спокойную музыку и продолжает говорить.)

- Если слова – это ноты, то любое предложение чем-то похоже на песню, у него есть своя мелодия. А у этой мелодии есть название – гордое, длинное, музыкальное. Вот такое: интонация. Похоже на имя королевы или принцессы из какой-нибудь сказки. Фаня, услышав это слово, даже нарисовал портрет. Откройте глаза, посмотрите.

Учитель показывает изображение красивой сказочной девушки.

2) Чтение предложений с разной интонацией.

- Представьте, что вы очень обрадовались, увидев цветы на лугу. Прочитайте предложение. Какой знак вы поставите? (!)

- Представьте, что вам кто-то сказал о цветах, но вы не поверили. Прочитайте. Какой знак поставите? (?)

- Прочитайте предложение так, как будто вы просто кому-то говорите о цветах. Какой знак поставите в конце? (.)

- Значит, от чего зависят знаки в конце предложения? (От интонации)

- Посмотрите, у нас было одно предложение, а получилось целых три! И читаются они все по-разному!

- Запишите одно предложение в тетрадь, а я вам его прочитаю, чтобы вы могли поставить знак в конце.

Запись: Растут цветы!

Физкультминутка

- На нашей полянке поднялся легкий ветерок:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше!

4) Восстановление деформированного предложения.

_ Фаня нес вам еще одно предложение, но он так торопился, что предложение в его портфеле рассыпалось. Прочитайте, что осталось:

летом хорошо Как ? ! .

- Соберите, сами предложение, которое нес Фаня. Действуйте по шагам:

1. Составить мысленно предложение.

2. Записать в тетрадь.

3. Поставить знак в конце.

* Проверка по шагам, чтение с нужной интонацией.

- Кому было трудно выполнять 1-й (2-й, 3-й) шаг? Кому легко?

Почему еще остаются проблемы? (Мы впервые работаем над этой темой)

- Чему будем учиться на следующих уроках? (Читать предложения с нужной интонацией, ставить знаки в конце)

VI. Домашнее задание

- Дома вы прочитаете небольшие тексты из упражнения учебника и поставите карандашом знаки в конце предложений.

VII. Итог урока (Звучит музыка)

- Что нового вы узнали сегодня о предложении? Что спряталось за последней карточкой в предложении? (Возвращаемся к схеме начала урока)

- Зачем нужно знать об интонации? (Чтоб правильно ставить знаки в конце предложений)