Авторская программа: "Коррекция письма и чтения у детей хантыйской национальности (дефект оглушения парных звонких согласных)"

Разделы: Начальная школа


В районе Крайнего Севера (Ямало-Ненецкий автономный округ) обучаются в массовой школе дети хантыйской национальности. Учителя начальных классов столкнулись на начальном этапе обучения, что данные дети в устной речи правильно говорят на русском языке, но в письме, особенно при написании диктантов, упражнений под диктовку ученики хантыйской национальности все делают однотипные ошибки, а именно: оглушают звонкие парные согласные на глухие. С данной проблемой обратились к школьному логопеду. Я обследовала детей и выяснила, что звукопроизношение у детей в норме. Изучила литературу о хантыйском языке и выяснила, что это характерно для фонетики хантыйского языка. Решила помочь данным детям преодолеть данную особенность хантыйского языка. Для этого составила программу и разработала цикл занятий для коррекции оглушения парных звонких согласных.

Цель занятий, представленных в программе: уточнить представление детей хантыйской национальности о парных звонких – глухих (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, З-С, Ж-Ш) согласных в русском языке.

Для фонетики хантыйского языка характерно то, что звонкие согласные (Б, Д, З, Г, Ж,) оглушаются и произносятся как глухие, или почти не встречаются в лексическом словаре, а заимствованы из русского языка, в частности не оглушается и произносится звонко звук В, а звук Ф в хантыйском языке практически отсутствует. Если и встречаются слова со звуком Ф, то это в основном заимствованные из русского или из других языков слова. Часто заимствованные слова подвергаются переозвучиванию, которые подчиняются фонетическим правилам хантыйского языка. Эти специфические особенности хантыйского языка проявляется в письменных работах, особенно в диктантах. Дело в том, что в устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства “целиком” к тому же в потоке устной речи произносятся как бы “заодно”, без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границы между отдельными словами. Примерно в таком же положении находятся и дети-ханты, которые только перед школой начали изучать русский язык. Обучение письму на русском языке осуществляется на так называемом аналитико-синтетическом методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Такой анализ речевого потока детям хантыйской национальности затруднителен, потому что они только научились говорить по-русски, у них бедный лексический словарь русского языка.

В нашем письме буквами передаются лишь основные звуки языка. Различные же изменения звуков в буквах не отображаются. Вот почему при многообразии звуков устной речи мы имеем ограниченное количество букв.

В русском правописании имеются:

  • фонетический принцип (все буквы точно соответствуют фонемам данного слова: дом, рак)
  • морфологический принцип (умение выделить фонему из различных морфологических условий языка, в которых она встречается, например графема З предполагает звучание З, которое проявляется не только в прямом звучании: морозы, но и в скрытом звучании: морос, которые характеризуют отношение звука и буквы. Для того, чтобы узнать фонему З в слове мороз необходимым условием является умение дифференцировать звуки З-С для детей, у которых русский язык – родной, а для детей-ханты еще нужен соответствующий словарный запас).

В логопедии ошибки, связанные заменой звонких согласных на глухие называется дефектом оглушения. Чтобы преодолеть данный дефект нужно выполнить следующие задачи:

1. Формировать правильное звукопроизношение парных звонких-глухих согласных, уточнение артикуляции данных звуков.

2. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слова.

3. Расширять и обогащать словарный запас русского языка.

4. Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

При коррекции дефектов оглушения используются такие приемы:

  • Опора на тактильно-вибрационные ощущения (прикладываем руки на свою гортань и логопеда).
  • Постоянная дифференциация (развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию звуков) смешиваемых звуков).

Эти приемы проходят через все виды речевой деятельности – слушание, говорение, чтение, письмо. Фонематическое представление формируется у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Для этого используем различные виды упражнений от звуко-буквенного анализа до упражнений по определению последовательности цифрового ряда (работа с цифрами) звуков в слове (определить количество звуков в слове, найти заданный звук в этом слове), графических диктантов (услышать и записать определенный звук слова), слуховых диктантов. Каждая фонетическая тема связывается с лексической темой. Это: составить рассказ по заданной теме, по картине, составить предложения по заданным схемам. Для усвоения грамматических правил ученики должны хорошо владеть морфологическим анализом слов, то есть в любом слове умение находить приставку, корень, суффикс, окончание, его однокоренные и родственные слова. Все это помогает не только расширять и обогащать языковой опыт учащихся, но и преодолеть аграмматизмы в изучении русского языка детьми хантыйской национальности.

Коррекционная работа по дифференциации звонких–глухих согласных в письменной речи проводится на различном речевом материале (отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, скороговорок и стихотворений, объяснение смысла пословиц и поговорок, чтение предложений и рассказов, работа со связным текстом и т.д.).

Разрабатывая методику проведения занятий по данной программе коррекционной работе, учитывала специфику хантыйского языка, уровень подготовленности детей, объем лексического словаря русского языка учащихся.

Актуальность данной программы в том, что занятия рассчитаны не только на устранение дефекта оглушения парных звонких согласных, но и на развитие интереса к изучению русского языка у детей хантыйской национальности, расширению кругозора и представления не только о своей родине, но и о большом и интересном мире, о другой природе, о других народах и странах.

Занятия построены на разнообразном речевом материале и ориентирует на мотивацию детей к изучению русского языка и преодолению особенности родного языка – оглушение парных звонких согласных.

Данное недоразвитие, которое в первую очередь связано с двуязычием и особенностями хантыйского языка приводит к общему недоразвитию всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции дефекта должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель.

В наших занятиях при дифференциации звонких–глухих согласных параллельно включаем задания на оглушение согласных в конце и середине слова. Обращаем внимание на орфограммы, которые встречаются в упражнениях. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствуют успешному усвоению материала по русскому языку, развивает у детей чувство языка.

В программе представлен тематический план с указанием количества часов.

Программа логопедических занятий по коррекции недоразвития чтения и письма у детей хантыйской национальности рассчитан на два учебных года (второй и третий классы).

Цели:

Образовательные:

  • Учить различать на слух и в письме изучаемые звуки и буквы.
  • Развивать фонематический слух и восприятие, используя различные виды звуко-буквенного анализа.
  • Уточнять и обогащать лексический словарь русского языка.
  • Развивать функции словообразования и словоизменения в русском языке.
  • Расширять и совершенствовать грамматический строй речи русского языка.

Воспитательные:

  • Прививать желание изучать русский язык.
  • Расширять и обогащать представление об окружающем мире.
  • Воспитывать уважение к разным народам нашей Родины.
  • Прививать любовь к своему городу.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИ

Темы занятий

Количество занятий

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах и в словах.
Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах и в словах.
Дифференциация звуков и букв Б-П в слогах и в словах.
Дифференциация звуков и букв Б-П в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв Д-Т в слогах и в словах.
Дифференциация звуков и букв Д-Т в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв С-З в слогах и в словах.
Дифференциация звуков и букв С-З в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах и словах.
Дифференциация звуков и букв Г-К в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в слогах и в словах.
Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв Ш-С в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв Ж-З в словах и в предложениях.
Дифференциация звуков и букв Т-С в словах и предложениях.
Дифференциация звуков и букв Т-Ц в словах и предложениях.
Дифференциация звуков и букв С-Ц в словах и в предложениях.
Итоговое занятие (диктант)
№ 1–3 (3 занятия)
№ 4–6 (3 занятия)
№ 7–11 (5 занятий)
№ 12–13 (2 занятия)
№ 14–15 (2 занятия)
№ 16–17 (2 занятия)
№ 18–19 (2 занятия)
№ 20–21 (2 занятия)
№ 22 (1 занятие)
№ 23–25 (3 занятия)
№ 26 (1 занятие)
№ 27–28 (2 занятия)
№ 29 (1 занятие)
№ 30 (1 занятие)
№ 31 (1 занятие)
№ 32 (1 занятие)
№ 33 (1 занятие)
№ 34 (1 занятие)

Литература:

1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, “Владос”, М., 1999.

2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно, “Дельта”, М., 1996.

3. Волина В.В. Занимательное Азбуковедение, “Просвещение”, М.,1994.

4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников, “Владос”, М., 1995.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, “Владос”, М., 2001.

6. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе, “Детство-пресс”, С-Пб., 2003.

7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, “Владос”, М., 2001.

8. Городилова В.И. Чтение и письмо, “Дельта”, С-Пб., 1995.

9. Лопухина И.С. Логопедия 550, “Аквариум”, М.,1996.