Программа по вышивке

Разделы: Технология


Научно-технический прогресс привёл, с одной стороны, к изобилию информации, а с другой – к потере устойчивости профессиональных знаний. Поэтому важно, чтобы ученики достигли такого уровня знаний и умений, которые они могли бы применить на практике, создавая ценности, обладающие реальной потребительской стоимостью, ценности, выдерживающие достаточно жесткую рыночную конкуренцию.

Данная программа состоит из 2-х курсов:

  1. Скандинавская вышивка “Хардангер” (34 ч.)
  2. Вышивка бисером (34 ч.)

Каждый курс является самостоятельным блоком-модулем, но можно изучать их в комплексе, распределив на 2 года обучения.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с вышивкой – одним из древнейших видов ремесла широко распространённого в творчестве многих народов. Изучение вышивки остается актуальным по сей день.

Программа дает реальную возможность соединения трудового (практического) обучения с эстетическим воспитанием учащихся. Учащиеся знакомятся на практике с образцами и технологиями декоративно-прикладного искусства. Это, в свою очередь, помогает творческому развитию школьников, которое осуществляется через знакомство с произведениями и традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.

Обучение носит репродуктивный и творческий характер. Используется творческая проектная деятельность учащихся, включающая знания и умение по составлению плана работы, составлению графической и технологической документации, подготовке материалов, воплощению замысла в материале, защите и презентации проекта, экологической и экономической оценки выполненной работы.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены как для себя и своего дома, так и могут быть использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Цели и задачи.

  • Воспитание трудолюбие, потребности в труде.
  • Формирование трудовых навыков и умений, технологических и экономических знаний.
  • Привитие любви к культуре и народным промыслам, воспитание вкуса.
  • Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.
  • Активировать творческую деятельность, развивая теоретические и практические умения.
  • Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению.

Особое внимание следует обратить на знание и точное соблюдение всеми учащихся правил безопасности труда и производственной санитарии.

Тематическое планирование курса вышивки “Хардангер”

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1. Вводное. 2
2. Виды швов. Вышивание столбиков. 2
3. Технология вышивания квадратов, “лесенки”, “звездочки”. 4
4. Технология выполнения обвивки сетки столбиками. 6
5. Вышивание фигурного края. 2
6. Приемы оформления края изделий. 2
 

Курсовой проект.

 
7. Планирование технологического процесса. 2
8. Технологический процесс. 10
9. Оформление документации 2
10. Защита. 2
    Всего: 34 ч.

Учащиеся должны знать:

  • возможность применения скандинавской вышивки в отделке одежды и предметов быта;
  • инструменты, приспособления и материалы для выполнения вышивки;
  • технику выполнения вышивки “Хардангер”;
  • правила обработки изделия с вышивкой;
  • последовательность выполнения проекта.

Учащийся должен уметь:

  • подбирать материалы для скандинавской вышивки;
  • выполнять основные швы;
  • обрабатывать края вышитых изделий;
  • выполнять окончательную отделку изделия;
  • составлять технологическую документацию;
  • защищать проект.

Программа Скандинавская вышивка “Хардангер”

1. Вводное

  • Краткие сведения об искусстве вышивки вообще, подробнее о вышивке скандинавской. Её характерные особенности выполнения, подбор цвета. Демонстрация иллюстраций, изделий в материале.

  • Знакомство с инструментами и материалами. Требования ТБ.

2. Виды швов. Вышивание гладьевых стежков

  • Знакомство со швами, их названиями. Способы крепления нити на ткани. Приёмы работы и правила вышивания гладьевых стежков.

  • Практическая работа: выполнение гладьевых стежков.

3. Технология вышивания квадрата, “лесенки”, “звёздочки”

  • Приёмы работы и правила вышивание квадрата, “лесенки” столбиками, способы продолжения вышивки, когда заканчивается нить. Вышивание “звёздочки”,

  • Практическая работа: выполнение квадрата, лесенки (2варианта), звёздочки.

4. Технология обшивки сетки столбиками

  • Подготовка вышивки для выполнения сетки.

  • Удаление нитей полотна. Необходимые инструменты. Приёмы выполнения обвитых столбиков: двойные обвитые столбики, двусторонние “перештопанные “ столбики, двусторонние “перештопанные” столбики с пико. Виды ажурных разделок: “виньетка”, “рамка”, “крест”, “розетка” и пр. Практическая работа: Выполнить сетку, удалив нити полотна. Выполнить: обвитые столбики, двусторонние “ перештопанные” столбики, двусторонние “ перештопанные” столбики с “пико”. Вышить ажурную разделку ( по выбору).

5. Вышивание фигурного края

  • Основные приёмы и правила выполнения фигурного края и фигурного края со сквозными участками по внешнему контуру. Использование клея для текстиля.

  • Практическая работа. Вышить фигурный край, удалить лишнюю часть.

6. Приёмы оформления края изделий

  • Приёмы оформления краёв вышитого изделия: декоративная бахрома; подгибка конвертом; подгибка с мережкой.

  • Практическая работа: Оформить край способом подгибка с мережкой.

7. Планирование технологического процесса

  • Работа с журналами и схемами. Подбор материала. Составление плана выполнения изделия. Выбор приёма оформления края готового изделия. Расчёт времени для выполнения изделия.

8. Технологический процесс

  • Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. Соблюдение гигиены труда и правил ТБ. Самоконтроль своей деятельности.

  • Практическая работа: Изготовление изделия.

9. Оформление документации

  • Корректирование технологической документации. Экономическое и экологическое обоснование. Анализ проделанной работы. Реклама. Стандарт и эстетика оформления.

  • Практическая работа: Оформление и выполнение документации, согласно стандарту.

10. Защита

  • Форма представления защиты. Логичность, чёткость, ясность изложения. Наглядность. Самоанализ проделанной работы. Реклама.

Тематическое планирование курса “Вышивка бисером”

Тема

Кол-во часов
1. Вводное. Из истории бисера. 2
2. Технология выполнения простых приёмов вышивки 2
3. Способы выполнения шитья по счёту 2+2
4. Вышивка круглой розетки 2
5. Вышивка блестками 2
6. Оформление изделий бисером (бахрома, фестоны из петель, зубцы)  
  Курсовой проект  
7. Составление эскиза 2
8. Планирование технологического процесса 2
9. Технологический процесс 12
10. Оформление документации 2
11. Защита 2
    Всего:34

Учащийся должен знать

  • историю развития и возможности техники вышивки бисером;
  • инструменты, материалы, приспособления для вышивки;
  • способы перевода рисунка на ткань;
  • приёмы вышивки бисером или блёстками;
  • правила ухода за изделиями с отделкой бисером, блёстками.

Учащийся должен уметь

  • подбирать и составлять рисунки для вышивки;
  • подбирать материал для вышивки;
  • выполнять основные приемы вышивки бисером и блестками;
  • выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой бисером;
  • составлять технологическую документацию;
  • защищать проект.

Программа Вышивка бисером

1. Вводное. Из истории бисера

  • Родословная стеклянной бусинки. Венецианские бусы и бисер. Наследие индийских племен. Развитие бисерного искусства в России. “Золотой век” русского бисера. Демонстрация иллюстраций, изделий в материале.

  • Знакомство с инструментами и материалами. Требования ТБ.

2. Технология выполнения простых приемов вышивки

  • Организация рабочего места.

  • Приемы работы и правила выполнения:

  • шитья в прокол (шов вперед иголка, шов за иголку), шитья вприкреп.

  • Практическая работа: Вышивание бисером приемами в прокол, шитья вприкреп.

3. Способы выполнения шитья по счёту

  • Приёмы работы и правила выполнения вышивки шитьём по счёту (прямые или косые стёжки шва полукрест).

  • Практическая работа: Выполнение образов приёмом вышивка на счёту.

  • Украшение косметички (или другой вещи) вышивкой бисером. (Небольшой мотив).

4. Вышивка круглой розетки

  • Приёмы вышивки розетки (одной иглой, двумя иглами).

  • Практическая работа: вышивка круглой розетки из бисера.

5. Вышивание блёстками

  • Приёмы нашивания блёсток на ткань с помощью бисера. Украшение изделия стеклярусом. Применение вышивки блёстками в различных изделиях.

  • Практическая работа: украсить косметичку ( или другой предмет) вышивкой используя блёстки.

6. Оформление изделий бисером (бахрома, фестоны из петель, ажурными зубцами).

  • Приёмы оформления края изделия бахромой, фестонами из петель, ажурными зубцами используя бисер, бусины или стеклярус. Правила их выполнения. Изделия, в которых использованы эти приёмы.

  • Практическая работа: Пробные упражнения по выполнению элементов оформления края бисером и стеклярусом.

7. Составление эскиза.

  • Материалы, инструменты для выполнения эскизных работ, использование готовых фрагментов. Практическая работа: Составление эскиза.

8. Технологический процесс

  • Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение гигиены труда и правил ТБ.

9. Оформление документации

  • Общее оформление документации (стандарт и эстетика). Корректирование конструкторско-технологического блока. Экономическое и экологическое обоснование. Анализ и оценка своей деятельности. Реклама.

10. Защита

  • Форма представления защиты. Логичность, четкость и ясность изложения. Наглядность. Самоанализ. Реклама.