Конспект урока для 4-го класса по теме: "Водоемы Зеленограда и их охрана"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
  • познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Оборудовние: глобус, карта города, схема реки, открытки или фотографии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прежде чем сообщить вам тему урока, я хочу спросить: в каком городе вы живете?

Учитель читает стихотворение Н. Кастрыкина “Романс о Зеленограде”.

    На зависть всем, природою плененным,
    Поведаю я быль, а не молву.
    Родился я на хуторе Зеленом
    И во Зеленом граде я живу.
    Надеясь, что Парижа не обижу,
    Готов я повторить стократ,
    Что надо б жить и умереть в Париже
    Да только есть еще Зеленоград!

Ученик читает доклад о Зеленограде, заранее подготовленный. Показать фотографию.

Зеленоград находится примерно в 18 км от Московской кольцевой автодороги, на северо-запад от Москвы по Ленинградскому шоссе. Зеленоград расположен на южном пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды на реке Сходня. Он имеет хорошую систему озеленения, сохранены леса, расположенные на его территории, есть водные пространства. В целом экологическая ситуация в Зеленограде благоприятная.

II. Сообщение темы и целей урока. Закрепление пройденных тем

– Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
  2. Место, где река берет свое начало.
  3. Нижняя часть горы, холма.
  4. Есть у оврага, холма, горы.
  5. Самое теплое море России.
  6. Форма поверхности.
  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные …

(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: водоемы.)

III. Работа над новой темой

– Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

(Вода)

Учитель: Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

– Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

– Ребята, 2/3 земной поверхности на планете занимает вода. Одинакова ли вода по вкусу?

Дети: Нет, вода бывает пресная и соленая.

Учитель: Какая вода бывает в водоемах нашего края?

– Где вода соленая? (В морях и океанах)

– Какие водоемы вы знаете?

– Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

– Что относится к естественным?

Дети: Река, озеро, море, океан, ручей.

Учитель: Что относится к искусственным?

Дети: Канал, водохранилище, пруд.

Учитель: А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы.

– На берегу какой реки расположен наш город? (р.Сходня)

– А какие еще водоемы есть в нашем городе? (р. Клязьма, Истра, Черное озеро, Школьное озеро)

IV. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже.
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

V. Продолжение изучения новой темы

Учитель: О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – это место отдыха людей)

– На территории нашего города есть два больших озера: “Школьное озеро” – что в 10-м микрорайоне и “Черное озеро” – что в 6-м микрорайоне.

Ученик читает стихотворение Л. Князевой “Ода черному озеру”:

Водой шоколадной любого дарящее,
Ключами своими в жару холодящее,
Не рукотворное ты – настоящее,
Силу природы любовно хранящее,
Черное озеро – сказка! Жемчужина!
Знойному городу летом отдушина.
Пусть сберегут тебя неравнодушные
Вот окунемся и все станем лучше мы.

Учитель показывает фотографии.

Учитель: Красота озер радует человека, украшает город. Люди на них отдыхают. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Как люди загрязняют водоемы?

Дети: Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое.

Учитель: Представьте, как опасно это для людей, купающихся в озере, особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжелые травмы. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его на берегу, потому что с берега он может легко попасть в воду. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом. Велико значение водоемов и в жизни людей. Они украшают землю. В организме человека 80% воды, т.е. почти весь организм состоит из воды, а мы в день должны употреблять 2 литра воды. А на планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, а для человека необходимо много пресной воды, поэтому воду необходимо беречь!!!
Недалеко от Зеленограда расположена деревня Лопотово, на левом берегу р.Истры (ныне Истринское водохранилище – один из искусственных водоемов). Москва и Московская область используют воду из Истринского водохранилища.
А как это делается? Для этого берут воду из реки Истра, загоняют в водохранилище и пропускают через очистные сооружения, и с помощью очистных фильтров воду очищают от грязных примесей, и только потом эту воду можно употреблять в быту.

– А еще что вы знаете о значении водоемов?

Дети: Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, воду берут для работы заводы и фабрики, по воде перевозят грузы.

Учитель: В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Удобрения повышают плодородие почвы, а ядохимикаты помогают избавляться от сорняков и некоторых вредных для сельскохозяйственных культур насекомых. Но верно говорят: все хорошо в меру.
Случается, что этих веществ используется больше, чем требуется. Тогда дождевая вода обязательно принесет часть удобрений и ядохимикатов в наши озера. Вот вам и опасное загрязнение.
Теперь представьте себе такой случай:
Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Приятно ли вам будет купаться в такой воде? А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели озер? Многие из них погибнут. Нельзя мыть в озерах машины, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды.

Дети: Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных, в этой работе можешь участвовать и ты.

Учитель: А какая работа проводится в городе? Кто знает?

– В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Системы водопровода и канализации города Зеленограда являются одними из самых передовых в стране. Здесь широко внедрялись самые прогрессивные технологии. В 1968 году была создана первая станция доочистки сточных вод с сооружениями дезинфекции. Именно в Зеленограде была создана первая в стране автоматизированная система управления городским водопроводом. На комплексе сооружений водопровода в 70-х годах были проведены широкомасштабные работы по сокращению потерь и нерациональных расходов воды, на базе регулируемого привода была создана система автоматического регулирования напоров водопроводной сети.
За годы существования Зеленограда система водоснабжения города стала не только одной из самых совершенных, но и одной из самых надежных.
Обеспечение чистой питьевой водой жителей города, водоснабжение промышленных и коммунальных предприятий относится к числу первостепенных экологических задач развития Москвы и Московской области.

VI. Подведение итогов урока

Учитель: Мы с вами совершили заочное путешествие по водоемам Зеленограда. Что же вы узнали нового, что взяли для себя на заметку? Какие выводы вы сделаете об охране водоемов? Составьте памятку:

1. Не бросай мусор в воду.
2. Не бросай мусор на берегу водоема.
3. Не мой транспортные средства на берегу озера.

– Надеюсь то, что вы сегодня услышали, примете к сведению и будете в жизни выполнять.