Открытый урок по технологии для учащихся по специальности "Мастер строительных отделочных работ" по теме: "Оклеивание потолков обоями "Рауфазер"

Разделы: Технология


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования колледж метростроя №53 имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова

Характеристика темы

На изучение данной темы отводится 30 часов, то есть 5 уроков. При изучении темы мастер производственного обучения знакомит учащихся с технологической последовательностью подготовки оклеивания потолков обоями “Рауфазер”. Основная задача – формирование у учащихся умений и навыков характерных для маляра.

Основой производственного обучения является производительность труда учащихся подчиненная решению учебно-воспитательных задач.

Изучение оклеивания потолков обоями “Рауфазер” происходит на основе взаимосвязи теории и практики. Практические умения формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются. При изучении данной темы необходимо сформировать и кратко прокомментировать задачи образовательного процесса.

I. Образовательные задачи:

1. Научить учащихся приемом оклеивания обоями “Рауфазер”.
2. Научить применять полученные ранее знания для решения учебно-производительных задач.
3. Формирование готовности к овладению новой технологии.
4. Формирование основ профессионального мастерства по профессии маляр.

II. Воспитательные задачи:

1. Воспитание уважения к труду своей профессии, чувство гордости за принадлежность к рабочему классу.
2. Воспитание коллективизма, дружбы, товарищества, готовноcти к социальному общению.
3. Воспитание трудовой дисциплины; добросовестности, ответственности, инициативы.
4. Формирование норм и правил сознательности дисциплины.

III. Развивающие задачи:

1. Развитие у учащихся внимания наблюдательности, воли, настойчивости в достижении цели.
2. Развития умений и привычек самосовершенствования в избранной профессии.
З. Развитие познавательных и профессиональных интересов и способностей.
4. Развитие познавательной активности и производственной самостоятельности.
5. Формирование и развитие культуры производительности труда.

Изучая данную тему, необходимо подчеркнуть, что обучения, Воспитание и развитие учащихся тесно взаимосвязаны. Эффективность обучения во многом определяется Эффективностью решения воспитательных и развивающих задач.

Состав работ

Подготовка поверхности потолка для наклеивания обоев “Рауфазер” включает следующих операций:

1. Очистка поверхности от брызг раствора и других загрязнений.
2. Подмазывание неровностей.
3. Шпатлевание мест примыкания потолка к стенкам.
4. Шлифование подмазанных и прошпаклеванных мест.
5. Огрунтовка поверхности.
б. Нанесение клеевого состава по периметру стен.
7. Промазывание полотнищ обоев клеевым составом.
8. Наклеивание обоев.

Во время вводного инструктажа мастер производственного обучения знакомит учащихся с технологической последовательностью подготовки поверхности и оклеивания потолков обоями, обращает их внимание на то, что оклеивание потолков обоями не ухудшает декоративные и гигиенические качества. Затраты труда по сравнению с окраской и шпаклевкой сокращается более, чем в два раза.

Учитывая, что на предыдущих занятиях учащимся были освоены приемы по подготовке поверхностей под окраску, мастер предлагает нескольким учащимся показать и прокомментировать выполнение операции по очистке и сглаживанию потолков, подмазке неровностей, шпаклеванию мест сопряжения потолка и стен, шлифование подмазанных мест.

Учащиеся также должны вспомнить назначение и приемы выполнения огрунтовки поверхности.

Во время показа приемов необходимо заострить внимания на правилах техники безопасности при работе со средствами подмазывания.

После этого мастер знакомит учащихся с приспособлением для намазывания обоев клеевым составом и демонстрирует приемы нанесения клейстера на обои с помощью обоемазки.

Показав приемы наклеивания обоев на потолок, мастер предлагает нескольким учащимся повторить их.

В процессе закрепления материала мастер исправляет ошибки и неточности, допущенные при повторении приемов и в ответах учащихся.

Производительность работ

1. Очистка поверхности – удаление пыли с поверхности производят щеткой, очистка поверхности от брызг раствора производится стальным шпателем и скребком на длинной ручке. При этом инструмент держат под углом 30° к поверхности и перемещаясь слева направо, обрабатывают поверхность захватом шириной 0,6–0,7м.

2. Подмазывание поверхности трещин и неровности на потолках подмазывают с универсальных и двух высотных складных столиков.

Подмазывают неровности гипсовой шпатлевкой “Пуфамор” металлическими шпателями. Для того чтобы поверхность была однородной и гладкой, шпатлевку наносят взаимоперпендикулярными движениями шпателя, сначала поперек, а затем вдоль трещин.

3. Шпатлевание мест примыкания потолка к стенам производят металлическими шпателями гладкой гипсовой шпатлевкой “Пуфамор”. Для лучшего сцепления шпаклюют места примыкания полотнищ обоев с поверхностью.

4. Огрунтовка поверхности производится валиком и кистью-ручником. Применяется грунтовка глубокого проникновения “Тифгрунт”. Поверхность грунтуют для закрепления шпатлевочного состава и лучшего сцепления полотнищ обоев с поверхностью потолков. Подготовленные под оклеивание поверхности должны быть ровными и гладкими, на поверхности не должно быть жировых и ржавых пятен и раковин. До начала работ по оклеиванию потолков должна быть проведена электропроводка.

При выполнении производственных операций по оклеиванию потолков обоями “Рауфазер” учащиеся должны знать следующие критерии:

1. Качество работы соответствие европейским требованиям;

2. Производительность труда выполнение установленных норм времени или выработки.

3. Самостоятельность в работе.

4. Правильность выполнения приемов и способов труда.

5. Организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм техники безопасности труда.

Технология работ

Оклеивание потолков обоями “Рауфазер” производят непосредственно перед оклеиванием стен. Обои “Рауфазер” используют для любых потолков.

Обои имеют качественную марку, пользуются в Европе наибольшим спросом, легкая обработка для дешевого и быстрого ремонта. Обои пригодны для оклейки неровных и трещиноватых потолков, отличаются высокой износоустойчивостью, благодаря многослойной технологии изготовления возможна неоднократная окраска.

Обои “Раузер” – немецкий высококачественный экологически чистый продукт в виде рулона размером 17,0 х 0,53 м.

Последовательность подготовки оклеивания поверхности обоями должна соответствовать установленным требованиям.

Для оклеивания потолков используют обои с одинаковой фактурой: длина полотнищ обоев должна быть равна длине (или ширине) потолка, так как полотнища не заводят на стены, а клеят строго впритык к листам примыкания потолка к стенам.

Учащиеся подготавливают и раскраивают обои на раскройном столе или на полу. Сделав отметку карандашом, полотнища необходимой длины нарезают ножницами или лезвием остро отточенного ножа.

Для наклеивания обоев используют клей “Метулан”. Клейстер приготавливают следующим образом: сначала в ведро заливают воду (воды берут 6 литров) затем при непрерывном перемещении загружают клей (обычно пачка клея по 200 гр.) и оставляют на полчаса. Перед началом работ клей тщательно перемешивают и если нужно процеживают. Малярным валиком клеевой состав наносят на полотна при небольших их объемах. Промазанные полотнища складывают в стопку по 3–5 штук. Затем, когда бумага прожигается составом, начинают наклеивание.

Перед началом работ поверхность смазывают клеем, наклеивают встык от окна к двери. Если длина полотнищ больше длины (или ширины) потолка, то полотнище необходимо обрезать. Обрезают полотна при помощи малярного карандаша и ножниц. Карандашом проводят так, чтобы полотно было плотно прижато к месту примыкания потолка к стене, затем по заданной длине обрезают полотно ножницами. Резиновым роликом можно прокатывать полотнище, чтобы на оклееном потолке не получилось вздутий и отслоений. Оклеенные потолки предохраняют от прямого воздействия солнечных лучей и сквозняков до полной просушки.

Во время сушки обоев температура воздуха в помещении должна быть постоянной и не превышать 23° С. В этот период окна должны быть закрыты. При таком температурно-влажностном режиме обои, наклеенные на потолок, высохнут не ранее чем через 24 часа, и не позднее, чем через 48 часов.

После того как обои полностью высохнут, их окрашивают дисперсной краской. На оклеенном потолке не должно быть отслаиваний, пузырей и морщин. На поверхности не допускается швов (места соединений обоев). Во время учебных упражнений мастер обходит рабочие места, обращает внимание на соблюдение технологической последовательности, на правильность хватки инструмента, рабочей позы и выполнения приемов, на соблюдение техники безопасности, на аккуратность и качество выполненной работы.

На заключительном инструктаже мастер подводит итоги занятия, анализирует ошибки, допускаемые учащимися, оценивает их работу.